В 70-х мир захлестнуло новое движение. Это были панки, которые сначала появились в Англии, но быстро распространились почти повсеместно. В 80-х годах это новое поветрие достигло, наконец, и СССР.
Кроме музыкальных пристрастий, движение повлияло и на молодежную моду. Модным стало украшать себя лезвиями, которые вешали на цепочку, ношение кожаных курток, украшенных заклепками, напульсников с шипами. Волосы отечественные панки стригли особенным образом – выбривались виски и полоски над ушами. До настоящих ирокезов было далеко, но и такой вид сильно бросался в глаза. Впрочем, многие люди старшего поколения знают это не понаслышке.
Конечно, официальные власти как могли, клеймили позором новое движение, как абсолютно чуждое советскому строю. Они вещали, что только люмпенизированные слои окраин Лондона и Чикаго могли стричься под индейцев, красить волосы в разные цвета, носить собачьи ошейники и цепочки от сливных бачков. Впрочем, неофициально панков называли еще проще – паршивые поганки. Во всех школах внимательно и придирчиво следили за внешним видом учеников. За ношение панковской атрибутики, даже самой невинной, могли не пустить в школу, выгнать с занятий, вызвать в школы родителей. На родительских собрания регулярно проводились профилактические беседы.
Отечественным поклонникам Sex Pistols и The Clash оставалось не так много способов для самовыражения – одежда черного цвета, украшенная металлическими заклепками и цепочка с лезвием бритвы на груди. Цеховики довольно быстро оценили ситуацию и оперативно организовали выпуск подходящих аксессуаров. На куртки наносили огромное количество заклепок, делали цепочки со множеством лезвий, выпускали напульсники с шипами. Доставалось это все через третьи руки, товар был ходовой – панки были на пике моды. Спрос был хороший. Да и ношение подобных вещей было довольно престижным среди передовой молодежи.
Тяга ко всему западному и забугорному в условиях последних лет железного занавеса была очень сильна. Быть металлистом, панком, брейкером было по-настоящему круто. Появились и первые отечественные группы, пытавшиеся играть панк-музыку. Сначала это были «Автоматические удовлетворители», чуть позже появилась ставшая впоследствии культовой «Гражданская оборона» Летова, «Сектор газа». С некоторой натяжкой сюда можно отнести и «Кино». Панк-культура даже попала на экраны кинотеатров. Картина «Авария — дочь мента» 1989 года показал на всю страну одежду, прически нового молодежного движения. Хотя в ленте смешались металлисты, рокеры и панки, это были первое появление неформалов на экранах.
Любопытно, что даже ношение панковских аксессуаров никак не могло быть доказательством принадлежности человека к настоящим «злобным панкам» из лондонских пригородов. По большей части, явление было сформировано как скрытый протест против скучной и закрытой советской действительности. Да и стремление молодежи к протесту и желанию выделиться из толпы сыграло свою роль.