Найти тему
TopGear

Чем страшна докатка для автомобиля?

Узкая докатка вытесняет полноценное запасное колесо. Почему она такая и безопасно ли на ней ездить?

Так называемая докатка отличается от штатно установленных колес по размерам и предназначена для кратковременных поездок на небольшие расстояния. Она весит около 15 кг – на 5 кг легче полноразмерной запаски. А еще благодаря небольшой ширине шины докатка экономит место в багажнике. На этом ее достоинства заканчиваются.

Докатки часто обвиняют в том, что они плохо тормозят. Это не совсем верно. Из школьного курса физики известно, что эффективность торможения колес не зависит от пятна контакта или ширины беговой дорожки.

Из формулы S = V2/2µg видно, что тормозной путь (S) зависит от скорости движения машины (V), коэффициента трения шины о дорогу (µ) и ускорения свободного падения (g).

-2

Коэффициент трения зависит от состава резиновой смеси. А производители подбирают докатки и полноразмерные колеса с резиной максимально близкого состава. Их характеристики торможения на сухом асфальте почти идентичны.

Другими словами, широкое колесо тормозит так же, как и узкое, если они сделаны из одного материала, чем и руководствовались производители автомобилей при активном внедрении узких докаток в Европе. Но это справедливо при идеальных климатических условиях и на сухом асфальте.

В странах с экстремальным климатом есть некоторые факторы, которые ставят удобство и эффективность докаток под сомнение.

В первую очередь это разница в протекторе. Для обеспечения одинакового коэффициента трения шины о дорогу (µ) нужно обеспечить одинаковый водоотвод. А у широкой штатной шины он намного лучше. Протектор там работает эффективнее. Поэтому на лужах докатка ведет себя хуже и часто подскальзывается.

-3

Если поставить ее на переднюю ось и на мокром асфальте ударить по педали тормоза, то на «докатке» сработает АБС, и тормозной путь машины увеличится. При этом автомобиль будет отклоняться от прямолинейной траектории движения.

В Европейских странах с хорошо развитой инфраструктурой и эффективной дренажной системой на автодорогах излишки воды с асфальта убираются значительно эффективней. И там использование докатки актуально. Но у нас на дорогах вода зачастую скапливается в ложбинах и стоит сутками напролет, пока не высохнет. На лужах узкое колесико может подбросить неприятный сюрприз.

Еще одна опасность докатки кроется в ее высоком профиле. Размерность ее диска может отличаться от штатных колес всего на один дюйм, но высота профиля порой достигает 50-70%. При небольшой ширине такое колесо плохо справляется с боковыми нагрузками. В поворотах шина сильно изгибается, теряя сцепление с дорогой. На высоких скоростях докатка рискует "подломиться" на вираже – шина может соскочить с диска, а автомобиль – потерять управляемость. Поэтому быстрая езда докатке противопоказана. В правилах эксплуатации для нее прописана максимальная скорость — 80 км/ч, превышать которую нельзя.

НА ПЕРЕДНЕПРИВОДНЫХ МАШИНАХ ДОКАТКЕ ЛЕГЧЕ РАБОТАТЬ НА ЗАДНЕЙ ОСИ – У НИХ ОНА ИСПЫТЫВАЕТ ЗАМЕТНО МЕНЬШИЕ НАГРУЗКИ

Что же касается мифа о повреждениях трансмиссии, то здесь правдиво далеко не все. Если докатка рекомендована производителем, а ее размер и модель подобраны по VIN-номеру автомобиля, то никаких проблем с трансмиссией быть не может.

Однако при неправильном подборе докатки могут возникнуть неприятности. При некорректном диаметре колеса будет сбоить электроника, неправильно работать АБС и система стабилизации.

-4

Поэтому при подборе узкой докатки очень важно соблюсти все технические требования, указанные в инструкции. Отказ от полноразмерной запаски и переход на докатку – процедура, требующая от владельца машины внимания и ответственности.