Найти тему
История с Vir Magnus

Как живут потомки Троцкого сегодня?

В предыдущей статье мы выяснили, как сложилась судьба четверых детей Льва Троцкого, а сегодня проследим за жизнью их потомков. До наших дней дожили двое внуков и несколько правнуков Троцкого.

Эстебан Волков

Фото: Pradip Phansek
Фото: Pradip Phansek

Эстебан (Всеволод) Волков – внук Троцкого и сын его дочери, Зинаиды Волковой. В 1933 году, когда мать мальчика покончила с собой, его сначала взял на воспитание дядя, а затем – сам Лев Троцкий. В 1939 году тринадцатилетний Всеволод Волков переехал к деду в Мексику.

После убийства Троцкого в 1940 году Всеволод продолжил жить с гражданской женой деда, Натальей Седовой, в доме мексиканских художников Фриды Кало и Диего Риверы.

В Мексике юноша со временем забыл русский язык и принял имя Эстебан. Выучившись на химика, он долгие годы работал в области фармацевтики.

Тем не менее, своего происхождения Эстебан Волков не забыл. После выхода на пенсию в 1989 году он инициировал создание музея Троцкого в Мехико и стал его руководителем.

У Эстебана Волкова родилось четверо дочерей.

Вероника Волкова-Фернандес стала довольно известной в Мексике поэтессой, а также переводчицей и преподавателем истории искусства.

Нора Долорес Волкова стала психиатром, переехала в США и занимается научными исследованиями в области наркозависимости. С 2003 года она возглавляет Национальный институт наркологии США.

Наталья Волкова занимает пост заместителя директора мексиканского Национального института статистики и географии. Её сестра-близнец Патрисия стала врачом и специализируется на проблемах СПИДа.

Юлия Аксельрод

-2

Другая ветвь потомков Троцкого сегодня живёт в Израиле.

Юлия Аксельрод – дочь Сергея Седова, младшего сына Троцкого. Она родилась в 1936 году, спустя несколько месяцев после ареста отца. В 1937 году Сергея Седова расстреляли, а его жену приговорили к восьми годам трудовых лагерей. Годовалую Юлию взяли на воспитание бабушка и дедушка по материнской линии. Их в 1951 году признали "социально опасными элементами" и вместе с внучкой отправили в ссылку в Омскую область.

До 16 лет Юлия не подозревала о своём родстве с Троцким. Лишь в 1952 году мать рассказала ей о том, кем был её отец.

После смерти Сталина и реабилитации родственников Юлия поселилась в Москве и выучилась на химика. В 1979 году она эмигрировала в США, где прожила 25 лет. В 2004 году, выйдя на пенсию, она переехала в Израиль – вслед за сыном Давидом Аксельродом, который увлёкся религией и стал ортодоксальным иудеем.

Об Америке Юлия Аксельрод часто отзывалась с теплотой – а вот жизнь в Израиле ей совсем не нравится. В одном из интервью она сказала, что в этой стране ей "плохо и физически, и морально". Израильтян она часто критиковала за национализм и чрезмерную религиозную агитацию, которая повлияла и на её сына.

В 2013 году Юлия Аксельрод написала книгу "Мой дед Лев Троцкий и его семья", куда вошли письма Сергея Седова к жене и другие материалы из семейного архива. В книге она высказалась и о своём отношении к Израилю:

"Израиль очень напоминает мне СССР моего времени: здесь, как и там, мне пытаются вдолбить что-то, с чем я никак не могла и не могу согласиться".

Тем не менее, она приняла решение остаться в этой стране на всю жизнь – исключительно ради сына:

"Я считаю сына последним представителем нашей, когда-то большой, семьи. [...] Все шестеро детей моего сына и внуки, нынешние и будущие, уже никакого отношения к моей семье не имеют. Это представители йеменско-израильской цивилизации, это другой мир, входить в который я не могу и не хочу".