Найти в Дзене

Колёсная лира

Пятьдесят-шестьдесят лет назад считалось, что именно колёсная лира была первым в истории клавишным инструментом. Это казалось логичным! Ведь именно у колёсной лиры клавиши устроены проще всего. Там нет хитроумных механизмов, это просто продолжение пальцев музыканта. Нажал клавишу — прижал струну. Но история далеко не всегда логична. Клавиши изобрели за полторы тысячи лет до появления органиструма, предка колёсной лиры. И изобрели их сразу сложными. Механик Ктесибий, их создатель, возможно, был учеником самого Архимеда, и ему не нужен был никакой примитивный прообраз. Но позже клавиши потерялись на дорогах истории, и их пришлось изобретать заново. В то время, когда на древнейших органах играли без клавиш, только с помощью задвижек — задвижки ставили и на органиструм. Любители старинных инструментов реконструировали ранний органиструм, и мы можем посмотреть на работу задвижек. Задвижки неудобные и очень медленные. Подвижную музыку на них не сыграть. А клавиши на органиструме появились пр

Пятьдесят-шестьдесят лет назад считалось, что именно колёсная лира была первым в истории клавишным инструментом.

Это казалось логичным! Ведь именно у колёсной лиры клавиши устроены проще всего. Там нет хитроумных механизмов, это просто продолжение пальцев музыканта. Нажал клавишу прижал струну.

Но история далеко не всегда логична.

Клавиши изобрели за полторы тысячи лет до появления органиструма, предка колёсной лиры. И изобрели их сразу сложными. Механик Ктесибий, их создатель, возможно, был учеником самого Архимеда, и ему не нужен был никакой примитивный прообраз. Но позже клавиши потерялись на дорогах истории, и их пришлось изобретать заново.

В то время, когда на древнейших органах играли без клавиш, только с помощью задвижек задвижки ставили и на органиструм. Любители старинных инструментов реконструировали ранний органиструм, и мы можем посмотреть на работу задвижек.

Задвижки неудобные и очень медленные. Подвижную музыку на них не сыграть.

Орган без клавиш, изображение из Вюрцбургского псалтиря.
Орган без клавиш, изображение из Вюрцбургского псалтиря.

А клавиши на органиструме появились примерно тогда же, когда и на органе. Так что... С огромным органом не поэкспериментируешь, слишком он сложный и слишком дорого стоит. И вполне возможно, что во второй раз клавиши изобрели действительно для малого струнного инструмента.

Иногда органиструм использовали и вместо органа. Не все церкви могли позволить себе орган, а звучал органиструм достаточно величественно.

Органиструм был большим и играли на нём вдвоём.

Барельеф собора св. Иакова в Сантьяго-де-Компостела, 1188 г.
Барельеф собора св. Иакова в Сантьяго-де-Компостела, 1188 г.

Позже он уменьшился, чтобы с ним мог справиться один музыкант. Так появилась колёсная лира. Одной рукой исполнитель вращает колесо, другой нажимает на клавиши. Колесо задевает сразу все струны инструмента, поэтому лира играет аккордами.

Барельеф Бургосского собора, XIII век.
Барельеф Бургосского собора, XIII век.

Среди народных инструментов это действительно единственный клавишный инструмент. Знаменитая клавишная скрипка никельхарпа его "дочь".

Колёсные лиры.
Колёсные лиры.

История колёсной лиры полна взлётов и падений.

Древний органиструм пользовался уважением как младший собрат органа. На колёсной лире играли менестрели. Среди менестрелей встречались самые разные люди, от королей до бродяг. Но как сейчас, так и тысячу лет назад бродячим музыкантам подавали охотней, чем нищим. А играть на лире было несложно. Так постепенно она стала ассоциироваться с инструментом нищих и увечных... В XVIII веке она снова вошла в моду среди аристократов, потом отправилась обратно "вниз". В начале XX века лирников даже преследовали, потому что считали попрошайками.

Многие живописцы изображали лиру.

Питер Брейгель-младший. Лира в руках у слепца с собакой-поводырём. 1608 г.
Питер Брейгель-младший. Лира в руках у слепца с собакой-поводырём. 1608 г.
Жорж де ла Тур, 1640 г.
Жорж де ла Тур, 1640 г.
"Девочка с колёсной лирой", Жюль Ришом, 1879 г.
"Девочка с колёсной лирой", Жюль Ришом, 1879 г.
Т. Аксентович. "Лирник и девочка". 1900 г.
Т. Аксентович. "Лирник и девочка". 1900 г.

На какое-то время колёсная лира стала инструментом ансамблей народной музыки. С ней выходили на сцену знаменитые "Песняры". Но по сути это был инструмент-музейный экспонат, к ней не относились всерьёз.

Оставалось совсем немного времени до нового взлёта.

Жестковатый протяжный звук колёсной лиры привлёк внимание рок-музыкантов. За лиру взялся Ричи Блэкмор...

-9

Колёсная лира звучит у "Металлики".

Фолк-рок, фолк-метал и другие стили "раскрыли объятия" колёсной лире.

Профессионалы и виртуозы начали разрабатывать новые методы игры. Подчас кажется удивительным, что так может звучать древняя колёсная лира. Звук её напоминает то орган, то электрогитару. Монотонность, свойственная старой музыке для лиры, совсем исчезла.

___________________________

Даже мёртвого музыковеда радуют лайки и подписки. Спасибо!