Рубеж 19 и 20 веков подарил миру множество замечательных людей, среди которых – актриса Вера Марецкая. Она родилась в Барвихе в 1906 году и с самого детства проявила театральные способности.
Будь это на полвека раньше, то талант девочки так и не вышел бы за пределы домашнего театра, однако после революции, когда мужчин и женщин уравняли в правах,
Марецкая поступила в школу-студию Вахтангова. Ее родители, далекие от искусства, выбор дочери не одобряли, но решили не спорить с ее решением.
Начинающая актриса не думала о блистательной карьере, но так уж случилось, что ее талант стал притчей во языцех.
Совсем юная девушка могла перевоплощаться в зрелых женщин и на сцене была так убедительна, что очень скоро потеснила прим различных театров.
С 1940 года Вера Марецкая – одна из самых известных актрис СССР, звезда театра Моссовета и любимица публики.
На ее счету десятки ролей, в том числе и в кино. «Дом на Трубной», «Закройщик из Торжка», «Зори Парижа», «Член правительства» – эти киноленты были на слуху у довоенных киноманов.
Личная жизнь Веры Марецкой тоже складывалась вполне успешно. Сразу же после окончания школы-студии в 1924 году она вышла замуж за режиссера Юрия Завадского, родила сына.
Никто не предполагал, что этот брак окажется таким хрупким, и супруг, опасаясь репрессий, уйдет от самой известной актрисы СССР к восходящей звезде балета Галине Улановой.
Причина была довольно веской по тем временам – братьев и сестру Веры Марецкой в 1930-х годах арестовали, обвинив в заговоре и государственной измене.
Сама актриса ожидала, что и за ней придут люди из НКВД. Но, видимо, талант Марецкой оказался настолько ярким, что Сталин и Берия посчитали нецелесообразным отправлять в лагерь ту, которой восхищаются миллионы.
А вот Юрий Завадский, желая оградить себя от лишних проблем, попросту развелся с супругой.
Перед самой войной Марецкая вновь вышла замуж за актера Георгия Троицкого, но и этот брак оказался недолговечным – супруг погиб на фронте. Женщина осталась с двумя детьми на руках, пообещав себе, что уж ее-то сын и дочь обязательно будут счастливы.
А для этого нужно неустанно работать, создавая все новые и новые сценические образы, восхищая зрителя замечательными театральными постановкам, озвучивая литературные произведения… действительно, по уровню работоспособности в послевоенные годы с Марецкой мало кто из актеров мог сравниться.
Она жила ради сцены и ради собственных детей. Они выросли, обзавелись семьями, а Вера Марецкая по-прежнему оставалась иконой советского кинематографа, снявшись почти в 40 картинах.
Первые проблемы со здоровьем у женщины начались после того, как зять – подающий надежды советский ученый – покончил жизнь самоубийством. Марецкая, всегда мечтавшая о том, что ее дети будут счастливы, на фоне потрясения попала в неврологическую клинику.
Позже медики диагностировали у нее опухоль головного мозга, была сделана уникальная по тем временам операция, но возвращаться на сцену Марецкой специалисты категорически запретили.
Женщину это не остановило, и она периодически сбегала из клиники, предварительно загримировавшись и надев парик. За углом ее обычно ждала машина, которая отвозила Марецкую на студию, для записи радиопередач.
Актриса, обладавшая великолепным голосом и дикцией, читала стихи, которые позже вошли в золотой фонд советского радио. Именно эти записи звучали на похоронах Марецкой, которая ушла из жизни в августе 1978 года и была похоронена на Новодевичьем кладбище.
Ее проводы были пышными и, по воспоминаниями очевидцев, даже те, кто завидовал таланту актрисы, не смогли удержаться от слез, ведь вместе с ней ушла целая эпоха советского кинематографа.