Найти тему
окно в мир

Римские амазонки

Что вы знаете о женщинах - гладиаторах?

Мозаичная деталь из Колизея в Риме
Мозаичная деталь из Колизея в Риме

Долгое время участие женщин в гладиаторских боях считалось легендой, красивой выдумкой. Многолетние исследования, подогреваемые интересом к этой странице истории, подтвердили существовании гладиатрис. Что же теперь мы знаем о них, и какова их роль в культуре гладиаторских боев?

Гладиаторские игры – любимая забава римлян. Популярность гладиаторов была сравнима с популярностью героев. Многочисленные дома и виллы богатых патрициев на всей территории империи украшались мозаиками со сценами сражений гладиаторов, но практически ни на одной из них не было изображений женщин-гладиаторов.

-2
-3

Римляне даже не придумали специальный термин для определения женщин-гладиаторов, что свидетельствует, скорее всего, о пренебрежении к подобной категории граждан римского общества. Чтобы понять это отношение, обратимся к историческим документам. В 11 веке н.э. Сенатом был издан указ, запрещающий (обратите внимание) свободным женщинам участвовать в боях на арене. Ограничения касались тех, кому еще не исполнилось 20 лет. Через 7 лет новый уточняющий указ, известный, как эдикт Ларинуса, запрещал прием в гладиаторы лиц женского пола из сословий сенаторов и всадников и предусматривал наказание за нарушение данного запрета. Для подчеркивания важности указа, текст был высечен на серебряной доске. Это свидетельствует о том, что первые женщины – гладиаторы были представительницами знатных семейств. Желание стать гладиатрисами было продиктовано стремлением прославиться, самоутвердиться, продемонстрировать свою независимость, что рассматривалось в те времена, с учетом норм морали, непозволительным и позорным поведением. Отношении к женщинам – гладиаторам лучше всего раскрывается в трудах римских историков Тацита и Дио Кассия. В «Анналах» и «Римской истории» можно встретить строки с явно негативным оттенком при упоминании участия знатных римлянок в боях на арене. Описание сопровождается такими терминами, как «позорное», «шокирующее», «запятнавшее честь рода», «не уважающее себя». Латинские поэты тоже не оставляли эту тему без внимания. Так Стаций сравнивает гладиатрис с «бандой амазонок», говоря об их недостойном поведении на арене. Язвительно высмеял женщин - гладиаторов римский поэт-сатирик Ювенал:

"Слышали, чтобы женщинам понадобились боевые накидки и масло для борьбы?
А вы видели деревяшки, которые они колотят и крошат,
Искусными приемами пробивая их насквозь мечом или копьем?..
Но подобает ли порядочным женщинам втискивать свою голову в шлем,
Презрев свой пол, с которым родились?..
Послушай ее хрюканье и стоны, когда она тяжко трудится, парируя и нападая;
Посмотри на ее шею, сгибаемую тяжелым шлемом.
Посмотри, как забинтованы ее ноги, похожие на стволы деревьев,
Посмейся, когда она бросает доспехи и оружие и тянется к кубку".

Думается, после этих строк, становится ясным отношение римского общества к римским амазонкам.

Барельеф из Галикарнаса. Женщины-гладиаторы Amazon и Achilia
Барельеф из Галикарнаса. Женщины-гладиаторы Amazon и Achilia

Когда же зародилось это явление? На этот вопрос точного ответа нет. Если вернуться к указам Сената, то напомним, что первый эдикт по запрету участия женщин в гладиаторских боях Сенат принял в 11 году н.э. Из исторических источников известно, что в римской империи законы, как правило, принимались не тогда, когда ситуация начинала только - только развиваться, а когда становилась критичной. То есть, можно утверждать, что к 11 году н.э. участие женщин в гладиаторских боях приобрело не единичный, редкий, а уже массовый характер.

Гладиатрис было не так много, чаще всего они выступали, не как «идущие на смерть» мужчины, а в качестве пегниариев - то есть тех, кто развлекает публику. Часто гладиатрис приглашали в дома римской знати, где устраивались бои с карликами, дикими кабанами или проводились поединки между собой. Известно о любимой забаве императора Доминициана, когда бои с участием женщин и карликов проводились ночью при свете факелов. Одеяние гладиатрис состояло только из набедренной повязки, грудь оставалась открытой. Подобный облик приводил к сравнению с амазонками. Экипировка состояла из меча, щита, защитных одеяний на руки и ноги. Шлем чаще всего не надевался, чтобы не скрывать прически, но даже если и прикрывал голову, то в конце боя гладиатриса его снимала, чего не делали мужчины-гладиаторы.

-5

Напомним, что в основном гладиатрисы были представительницами знатных семей, для которых участие в гладиаторских боях было азартом, поиском славы и внимания, и поэтому внешний вид, привлекательность были для них определяющими. Эти гладиатрисы -амазонки никогда не сражались до смерти, а лишь в битвах на потеху публики. Но известны случаи, когда женщинами-гладиаторами становились рабыни, и судьба их была незавидной. Во времена правления императора Нерона проводились бои с участием женщин-эфиопок, вооруженных лишь маленькими кинжалами против диких животных. Нужно упомянуть, что никогда не проводились поединки между мужчинами-гладиаторами и гладиатрисами. Римские амазонки подчас становились объектами сексуальных притязаний аристократической элиты. Указ императора Септимия Севера в 200 году н.э. наложил запрет на участие женщин в гладиаторских боях. Прошло несколько столетий, многое стерлось из исторической памяти. Упоминания о римских амазонках обросло легендами, приукрасилось, но правда о родившемся в эпоху упадка и роскоши явлении оказалась не такой уж привлекательной.

-6

Поиск безудержных развлечений, потакание собственным развращенным вкусам и желаниям подтолкнул вовсе не бедных и несчастных представительниц женского пола вступать в ряды гладиаторов. Как приговор звучат слова Ювенала:

«Как деградируют дочери наших преторов и консулов!
Видели вы на играх гологрудых амазонок против диких кабанов?
Не отвратительнее ли это гладиаторских девок и обнажающихся шлюх?»