Найти тему
Я – художник!

Что, если картина не удалась?

Часто такое бывает? Пишешь-пишешь, а в итоге понимаешь, что выходит какая-то мазня, и кажется, единственный выход – это разорвать холст и никогда больше не приближаться к мольберту?

Вот и у меня сегодня так вышло. Собрала я все-таки огненно рыжие лилии из сада (о которых недавно писала), добавила к ним веточку фиолетовой аквилегии, поставила в вазу, начала писать... В итоге через три часа работы стерла всё с холста. Ну не всё, конечно. Всё стереть до белого цвета уже не получится.

И что теперь делать?!

Начинающему художнику в этом случае свойственно расстраиваться, приниматься нещадно критиковать себя, говорить себе, что у него ничего не получается, он не умеет писать, не разбирается в цвете и т.д. и т.п.

Со мной тоже так бывало. А потом на выставке одного мною очень уважаемого художника, моего преподавателя, заслуженного художника России, я услышала историю создания какой-то его картины. Он говорил, что довольно долго она у него не получалась, он все думал, что с ней сделать, как исправить и так далее... Дальше я уже слушала вполуха, потому что меня зацепила и страшно удивила весьма спокойно сказанная им фраза: "Она у меня не получалась".

Я-то думала, что такие маститые художники вообще все пишут с одного маха, а проблемы возникают только у начинающих студентиков, как я, или самоучек! Но я была не права, это не так, гении тоже ошибаются. Потом уже, читая биографии великих художников, я стала обращать внимание на то, как часто они были недовольны своими работами, как долго и упорно приходилось им переписывать их картины.

С тех пор я спокойнее отношусь к своим неудачам в живописи. Ну не получилось сейчас – получится в следующий раз. Как говорил другой мой преподаватель: "Шей-пори, шей-пори!" Иногда по десятки раз приходится переписывать одно место, но в итоге обычно все равно выходит что-то дельное.

Причин того, что картина получается плохой, хотя навыки в живописи у тебя имеются и кое-кто даже называет тебя хорошим художником, много. Молодец тот, кто умеет анализировать свою работу и понимает, что именно нужно исправить. Лично я в процессе написания картины часто могу довести ее до такого состояния, что уже просто невозможно понять, с чего начать исправлять: все уже настолько испорчено!

Если обратиться за подсказкой не к кому (как в моем случае), то выхода из ситуации два:

1) отложить картину на время, и посмотреть на нее позже незамыленным взглядом;

2) стереть все к черту!

Когда пишешь цветы с натуры, более вероятен вариант номер два, потому что уж слишком быстро вянет живой букет.

Поэтому, дорогой мой друг-художник, если уж и случится тебе испортить картину, то научись относиться к этому спаакойно, расслабленно, философски: ошибки – это нормально!

А напоследок оставлю тебе картину, которую ее автор правил еще долго-долго после завершения (обрати внимание на годы создания).

Леонардо да Винчи – Мона Лиза. 1503—1519
Леонардо да Винчи – Мона Лиза. 1503—1519

Ну, куда ты там зашвырнул свою кисть в припадке самобичевания? Иди доставай, попей чаю и пиши дальше.

P.S. А с испорченным холстом я поступила так: сделала имприматуру для следующей картины. После того как стерла весь ужас, созданный мною, я взяла некоторые краски с палитры и нанесла на холст, жидко разбавив их разбавителем. Потом слегка прошлась мастихином для того, чтобы снять лишнюю жидкость. И оставила высыхать. Зачем нужна имприматура? Затем, чтобы легче было разобраться с тоном: довольно сложно писать по ослепительно белому холсту. Но это тема отдельного поста.

Желаю удачи! Подписывайся на мой канал, заглядывай почаще, впереди еще много чего))