Много лет я слышала о спектакле «Контрабас», бенефисном спектакле Хабенского. Отзывы были сплошь восторженные, и я решила, что это обязательно нужно увидеть. В МХТ я захожу редко, это не совсем мой театр, поэтому путь к спектаклю был долгим.
Для начала нужно сказать, что для полного восприятия действа на сцене не нужно читать первоисточник. Из всех вещей Зюскинда «Контрабас» мне показался наиболее адекватным и разумным, но спектакль было решено поставить в жанре трагифарса, о чем радостно предупреждают зрителя с самого начала. В исходный монолог-размышление заложили множество трагикомичных эффектов и получилось талантливое заигрывание с залом. Залу смешно. Сначала кажется, что герой просто опустился, но после все плавно переходит в истерию и психоз. Даже те самые стены, обитые звукоизоляцией для репетиций на контрабасе, в первую очередь напоминают классический образ психбольницы. За маленькими деталями обстановки или вещами, которые задействует в монологе герой Хабенского, наблюдать очень важно. Они все играют на общий результат.
Мне бы очень хотелось прокомментировать финал, но так как он совершенно не по книге (о чем также сразу предупреждает внимательного читателя страница спектакля на сайте МХТ), то я рискую смазать и украсть впечатление у еще не смотревших. Постфактум ты понимаешь, что весь спектакль на этот итог и намекал. Теми самыми деталями.
Хабенский прекрасно передает образ сходящего с ума или уже сошедшего человека. Ему в этом помогают ранее упомянутые приемы трагифарса. Вообще, образ героя вызывает множество аллюзий. Вначале эта игра с одеждой рождает в голове какой-то привет Акакию Акакиевичу с его «Шинелью», только навыворот. Визуально Хабенский с бородой (кстати, исходно её не было в образе) похож на Машкова в «Матросской тишине», что плавно переводит мысль к его же Рогожину и затем в ту версию Достоевского, что дает нам «Даун Хаус». А еще частично это Хабенского же Меглин в альтернативной реальности, когда он не сдержался. В общем, очень много другого, эффектно и залихватски, но лично для меня без глубины. Не цепляет. Веришь, наверное, но не сопереживаешь.
В этот момент вспоминается интервью Константина Юрьевича у Дудя и слова про Табакова правда про другой спектакль. «Олег Павлович приехал, подошел ко мне и говорит: "Что я тебе хочу сказать? Пора мотор из жопы-то вытаскивать". И это была самая профессиональная, самая точная рекомендация к моим дальнейшим действиям и в театре, и в кино. Он сказал, что пора брать содержанием. И это было очень точно, без всяких лекций и нотаций» - вот оно. Мотор все еще там.
Я не могу сказать, что мне совсем не понравилось. Не могу сказать, что все, кто создавал спектакль, не выложились и не постарались. Но меня не оставляет грустное ощущение, что из этой литературной основы можно было бы сделать добротную драму маленького человека, где тот же Хабенский сиял бы и дал бы глубину. А сделали очередную комедию на потребу публике, чем так славен МХТ и почему как раз я так редко в него захожу.
#культурныйпередоз