Найти в Дзене
Свете Тихий

Звук летящего бомбардировщика (часть1)

Вот и наступили те самые жаркие дни в Луганске. Даже в «комендантский час», который длится от заката до рассвета, дневная духота не уступает место ночной свежести. Открываешь окна настежь – летят эти занудные з-з-зуммер-комары. Никаких фумигаторов на них не хватает. Сегодня Мария только к утру и заснула, когда «з-з-зуммеры», наконец, улетучились и ласковый своей свежестью сквознячок достиг дыхания.

А через пару часов женщина снова проснулась от того, что голубь влетел в открытое окно и стал хозяйничать на кухне. Она стремглав побежала предотвращать беспорядок. Увидев хозяйку, утренний гость вылетел из окна, но и тут же уселся на подоконник, требуя завтрак. Мария раскрошила краюху хлеба и рассыпала крохи перед ним. Голубь благодарно заворковал и принялся поглощать угощение.

– Кушай, кушай, голубь мира! – сказала сизарю ещё сонная женщина и выглянула из окна.

Сами собой включились утренние молитвы, но тут же и прервали своё заученное плавное течение.

– Ох! – ёкнуло сердце Марии, когда послышался звук летящего реактивного самолёта.

Долго Мария прислушивалась к насторожившему её гулу, вглядывалась в девственную чистоту безоблачного неба, прежде чем поняла, что ошиблась. Видимо звук мотора какой-то машины каким-то образом так отразился в небе, что стал похож на тот полузабытый, пугающий гул.

Да и откуда взяться над Луганском самолёту? С четырнадцатого года – это закрытая зона для полётов всех видов летательных аппаратов. Доблестная Народная милиция надёжно охраняет наше мирное небо. Артобстрелы – дело другое. В выпущенный из пушки снаряд труднее попасть, нежели в летящий вражеский самолёт… Потому они ещё и случаются.

Четыре с лишним года прошло с тех пор, как украинские военные лётчики, исполняя преступные приказы командования, начали бомбить города и веси Донбасса. Казалось бы, невозможное произошло: 2 июня 2014 года Су-24 атаковал центр города, выпустив сразу несколько реактивных снарядов, которые упали и взорвались между Домом Правительства ЛНР и парком Великой Отечественно войны. 8 убитых, 28 раненых мирных жителей!!! Пережить, осознать случившееся было непросто. Всем без исключения. Такая жестокость по отношению к населению Луганска возмущала, взывала к отмщению, заставляла браться за оружие, записываясь в ряды защитников Отечества. Это не укладывалось в голове! Нападение фашистов в 2014-м сравнивалось с вероломным нападением фашистов в 1941-м году.

Мария узнала об этой страшной рукотворной катастрофе из новостей. После этого были авианалеты на город Счастье, на посёлки Кондрашовка и Станица Луганская. Одну такую атаку с воздуха, которая случилась 4 июня 2014 года неподалёку от Александровска ей довелось увидеть лично. Это была месть за то, что ополченцы заняли военную радиолокационную станцию, которую накануне (по договорённости, дабы избежать кровопролития) добровольно покинули солдаты ВСУ.

Тот самолёт всё накручивал и накручивал круги ненависти над Артёмовским районом Луганска, над Александровском, над его старинным Свято-Вознесенским храмом. Несколько раз СУ-24, покачивая серебристыми крыльями, снижал полёт настолько, что в кабине можно было рассмотреть лётчика. Этот лётчик несколько раз махал рукой людям, стоящим на земле с задранными головами. Кто-то побежал прятаться в подвале при виде такого «дружеского» приветствия, кто-то, как вкопанный продолжал стоять под открытым небом, наблюдая за действиями пилота.

Мария находилась в это время во дворе Свято-Вознесенского храма. Она своими глазами видела, как чёрные стрелы смерти перечеркнули голубое небо, такое же как и сегодня… Она видела, как выпущенные ракеты и тепловые ловушки нарисовали в нём свой очередной позорный трезуб войны. Уже через пару секунд в отдалении раздались мощные взрывы. Где? Предположительно удар был нанесён по той самой РЛС, которая находится в шести километрах от Александровска.

А в следующем месяце, в такие же жаркие-прежаркие дни как сегодня, пресса сообщила о наступлении ВСУ на Луганск. Украинское командование приняло решение не штурмовать блокпосты и населённые пункты, а обходить их, перерезая дороги в тылу. Сначала «Айдар» пешим маршем и на джипах продвигался вперёд, перекрывал трассу, занимал круговую оборону, а уже после этого подходила бронетехника, закрепляя результат.

Так 14 июля 2014 года попал в окружение район РЛС в посёлке Тепличном. Командование «Айдара» рапортовало, что и сам Александровск был взят. Но это было неправдой. Оставаясь в серой зоне, сам Александровск ни разу не был под нацистскими батальонами. «Айдар» остановился в трёх километрах от него, в посёлке Сабовка. Местная жительница, которая продолжала ходить из Сабовки в Александровский храм, несмотря на грубые окрики горе-вояк, так называемых «освободителей», рассказывала, что танки ВСУ они расположили прямо во дворах, которые выходили на дорогу, маскируя их ветвями садовых деревьев. Залез на танк – и ешь себе вкусные вишни, яблоки, груши, сливы и так далее. Не жизнь, а «малина»… та самая, бандитская, мародёрская. И не только на ягоды и фрукты зарились.

Из сообщения пресс-службы ЛНР было известно, что большие усилия были приложены, чтобы не допустить силовиков к городу. В тех боях под Александровском ополченцы подбили девять танков и один БМП противника.

Осаду РЛС в посёлке Тепличный держали всего-то 18 смелых ополченцев. После того, как попали в окружение, спасаясь от плена, они были вынуждены закрыться в бункере.

«С 14 июля 18 бойцов оставались в бункере, расположенном возле разрушенной радиолокационной станции, между селами Шишково и Тепличное (Славяносербского района) без продовольствия и воды», – писали информационные агентства.

Бункер РЛС был крепок, попытки взорвать его не удавались. В сводках с фронта говорилось, что ополченцы не сдавались, продолжая оказывать сопротивление.

Но уже следующее сообщение было печальным: «Каратели из батальона "Айдар" измором взяли гарнизон РЛС, оказавшийся в окружении после наступления Нацгвардии Украины на Луганск. Подземные коммуникации были выжжены, а затем и полностью взорваны.»

Ополченцы разрабатывали операцию по спасению своих бойцов, но осуществить её не удалось. Долгое время о судьбе 18 ребят ничего не было известно. Мария, как и многие другие, предполагала, что они погибли.

Но однажды, а было это в начале декабря 2014 года, в беседе с разведчиком четвёртой бригады, Мария выразила сожаление, что ребят так и не удалось спасти. Каково же было её удивление, когда военный сказал, что все до единого ребята остались живы. Их обменяли на пленных украинских солдат.

(продолжение следует)

Светлана Тишкина

Подписывайтесь на наш канал