Найти тему
Пароход Онлайн

«Тариф платежом красен, да социально опасен»: кто стоит за повышением коммунальных тарифов в Великом Новгороде

Из-за повышения пенсионного возраста по всей стране и роста цены на проезд в общественном транспорте про ситуацию с тарифами ЖКХ в Великом Новгороде как-то подзабыли. А ведь уже в августе горожане получат новые квитанции. «Пароход Онлайн» разбирался — что привело к повышению коммуналки и кому это было выгодно.

Форма благотворительности

С первого июля 2018 года в Великом Новгороде вырастут тарифы на воду, тепло и электроэнергию. Цена за отопление увеличится на 12 процентов, водоснабжение станет дороже на семь процентов, водоотведение — на восемь. Совокупный рост платежа, учитывая электроэнергию и газ, составит 9,5%.

Владельцы однушек станут платить больше в среднем на 139 рублей, двушек на 279, трёшек — на 418.

Ситуация уходит корнями в апрель 2016 года, когда городская администрация подписала соглашение о передаче МУП «Теплоэнерго» в концессию ТК «Новгородская», региональной энергетической компании. Согласно договору, 132 объекта теплоснабжения и горячего водоснабжения передали из собственности Великого Новгорода в эксплуатацию концессионера на 25 лет.

Согласно договору, концессионер обязан ежегодно платить 70 миллионов рублей в бюджет области. Также он обязан провести модернизацию 38 объектов и закольцовку сетей. В неё он должен вложить два миллиарда рублей до 2019 года. В 2017 году эта инвестиционная программа началась, было вложено 700 миллионов рублей на реконструкцию котельных, имеющих самый долгий срок эксплуатации, не автоматизированные и сильно изношенные, — объясняла такое решение глава министерства ЖКХ области Ирина Николаева.

Она настаивала на пользе инвестиционного соглашения. По словам Николаевой, это поможет сократить рабочих со ставших автоматизированными котельных, что сэкономит бюджету 61 миллион.

-2

Глава ТК «Новгородская» Андрей Белов докладывал о проводимых работах. В 2017 году в Великом Новгороде реконструировали 14 котельных, шесть перевели в режим ЦТП, 18 технически переоборудовали, построили два километра сетей теплоснабжения. Потратили на это 660 миллионов.

Это инвестирование, а не благотворительность. Если кто-то что-то строит, за это надо заплатить. Либо бюджету, либо потребителям. Городская казна у нас такой возможности сейчас не имеет, поэтому этот инвестиционный проект финансируется за счёт повышения тарифов. Частный инвестор вложил деньги и он их должен вернуть обратно, — считает министр Николаева.

В 2018 году из кошельков новгородцев изымут до 810 миллионов, в 2019 на это уйдёт уже 520.

Все котельные сейчас характеризуются высоким износом, с ними давно было пора что-то сделать, — уверен Андрей Белов.

-3

Намеренное банкротство

«Теплоэнерго» обходилось новгородцам заметно дешевле, но в 2014 областные власти во главе с Сергеем Митиным решили любыми способами доказать неэффективность городского предприятия. Так считает кандидат экономических наук и председатель партии «Яблоко» Анна Черепанова.

Ежегодно объём выпадающих доходов коммунальным компаниям компенсирует бюджет области, — рассказывает она. — Это примерно 700-800 миллионов в год — очень большие средства, 80-85% расходов бюджета области на коммунальное хозяйство. Таких расходов не должно быть. Наша задача — свести неэффективные расходы к нулю. Когда ТК «Новгородская» только пришла в область, тариф был одновременно увеличен в два раза. Экономические сложности возникли у потребителей во многих районах — это почти повсеместная история. Везде, где энергетика завязана на газе. В Боровичах, например, коммунальный тариф в два раза выше, чем в Новгороде.

— Как получилось, что ТК «Новгородская» стала, по сути, монополистом в области?

Всё началось с банкротства «Новжилкоммунсервиса» — компании, которая обеспечивала теплом всю область. Я считаю, что немалая заслуга в этом принадлежит господину Белову, который возглавлял компанию много лет. После банкротства этой компании появляется новая, учреждённая в 2013 году. Ей без конкурса правительство области передаёт в аренду всё имущество «НЖКС». И возглавил эту новую компанию ТК «Новгородская» всё тот же Белов. Сергей Митин пел этой компании дифирамбы, его заместитель Юрий Маланин утверждал, что тарифы будут снижаться.

Сейчас этот самый Юрий Маланин работает в ТК «Новгородская» заместителем генерального директора.

По поводу него мы обращались в прокуратуру, — говорит Черепанова. — Он попадает под действие антикоррупционного законодательства, по которому в течение двух лет не может перейти на работу в ту организацию, деятельность которой он курировал. Но в прокуратуре нам сказали, что Маланин был не госслужащим, а замещал государственную должность. Поэтому эти правила на него не распространяются.

— Так что же случилось с «Теплоэнерго»?

В «Теплоэнерго» объясняли, что нужно немного поднять тариф — в пределах инфляции или чуть выше, но не на 9,6%. Но правительство области не соглашалось. Как мне рассказывали менеджеры «Теплоэнерго», таким образом компанию буквально заставляли копить задолженность.Крупнейшим потребителем тепла тогда была управляющая компания «Великий Новгород», которой руководил небезызвестный господин Белов. Всё тот же. Так вот — УК постоянно не платила «Теплоэнерго» за тепло. Потом она обанкротилась - естественно, не погасив долги. И у «Теплоэнерго» образовались долги за газ. Наверное, можно было провести какую-то реструктуризацию, но к тому времени господин Белов уже руководил региональным «Газпромом» и жёстко требовал погашения всех долгов, поставив «Теплоэнерго» в тупиковую ситуацию.

-4

— То есть, он требовал у новгородской компании тех денег, которые сам же ей не платил?

Сначала Белов руководил областным департаментом ЖКХ в 2009 году. После он возглавил «НЖКС» — до банкротства в 2011 году. Потом ушёл и организовал УК «Великий Новгород». Потом дела и там стали плохи, поэтому Белов возглавил региональный «Газпром межрегионгаз». А после и ТК «Новгородская».

Отметим, что Андрей Белов, руководство которого всегда заканчивалось банкротством предприятий , сейчас занимает сразу три руководящих должности. В «Газпром межрегионгаз», «Газпром газораспределение» и в ТК «Новгородская».

Лоббировали концессию губернатор Сергей Митин и правительство Новгородской области, — считает Черепанова. — Они вынуждали пойти на это соглашение и мэра Юрия Бобрышева. Но тот, нужно отдать должное, сопротивлялся — пытался привлечь ещё одну компанию на конкурс: для конкуренции.

В итоге концессия состоялась. Городские депутаты тогда не имели полномочий, чтобы помешать этому. Теперь, чтобы расторгнуть это соглашение, город должен будет выплатить ТК «Новгородской» средства, которые компания уже затратила на модернизацию тепловых объектов. То есть, те самые 660 миллионов. Столько свободных денег в городе сейчас нет, уверяли в городской администрации.

Несовершенство концессионного соглашения признал и новый губернатор Андрей Никитин. Но поспешил добавить, что расторгать договор непосильно дорого, а иного способа выхода из сделки не предусмотрено.

В 2017 году городские депутаты могли проголосовать против повышения тарифов ЖКХ. Но сделали всё-таки по-другому.

     Можно было дешевле

Схожих взглядов с «яблочницей» придерживается и главная новгородская коммунистка Ольга Ефимова. Она обращалась к генпрокурору России Юрию Чайке с просьбой провести проверку обоснованности концессии.

Решение о передаче имущества МУП «Теплоэнерго» в концессию строится только на том основании, что у предприятия имеется большая кредиторская задолженность и скорее всего чья-то личная заинтересованность в данной передаче. В то время как именно по вине исполнительных органов власти Новгородской области «Теплоэнерго» оказалось в такой ситуации. МУП было загнано в долговую яму в результате планомерных и циничных действий Комитета по ценовой и тарифной политике Новгородской области, устанавливающего экономически необоснованный тариф в 2012-2015 годах, — писала она в обращении.

-5

По мнению новгородского КПРФ, кроме «тёмных пятен» в истории с началом концессии, есть ещё и финансовые вопросы по её реализации в 2017 году. Они считают, что модернизация котельных могла обойтись и без повышения тарифов.

Модернизация сетей не требует таких затрат, которые сейчас нам выставляет ТК «Новгородская», — считает депутат городской Думы Алексей Старостин. По его словам, он сам занимался строительством котельных, знает этот механизм изнутри. На Думе по вопросу повышения тарифов голосовал решительно «против». — Деньги на модернизацию котельных ТК «Новгородская» брала в кредит. Несколько лет назад он стоил 24%, а сейчас 11%.

По словам Старостина, у ТК «Новгородская» вообще всегда и везде сплошная экономия:

Модернизация — это не строительство новых котельных, а обновление старых. К ним уже подведены водопровод, газ, канализация. Они не тратят на это денег. Автоматизация одной котельной стоит порядка 14 млн. рублей. Они починили девять за 660 млн, — посчитал Алексей Старостин.

Более точные расчёты Ольга Ефимова отправляла генпрокурору Чайке.

Концессия производится по существенно завышенным ценам, — уверена Ефимова. — Данный вывод был сделан при запросе стоимости реконструкции (модернизации) котельных от иных организаций.

Другие фирмы просили бы за работу значительно меньше ТК «Новгородской», но за обновление некоторых котельных, конечно, взяли бы побольше 14 миллионов.

Вот подробные расчёты.

-6

Больше интересных новостей – на сайте "Пароход Онлайн"