Одни думают, что детские рисунки ничего в себе не скрывают, другие считают, что в детских рисунках таится неосознанный скрытый смысл, но расшифровать его могут только высококвалифицированные специалисты. Это не так.
Понять о чем думает и переживает ребенок дошкольного возраста можно самостоятельно при помощи детских рисунков. Ведь именно в этом возрасте все переживания и радости ребенок выражает в рисовании. Достаточно только хорошенько рассмотреть их, пользуясь следующими рекомендациями.
Семья
Для того чтобы определить какое место для себя ребенок занимает в семье, как он видит все остальных членов семьи, комфортно ли он себя ощущает, можно попросить нарисовать портрет своей семьи, как семья отдыхает или проводит праздники.
Если интересно узнать, как ощущает ребенок себя в детском саду, в коллективе сверстников, можно попросить его нарисовать детский сад. Как правило, ребенок охотно откликается и к рисованию на заданную тему подходит ответственно.
Анализ детского рисунка
Готовый рисунок, перед тем как анализировать, следует обсудить с ребенком, задав ему ряд вопросов: «Что ты нарисовал?», «Кого ты нарисовал?», «Что он делает?» и так далее.
Цвета
После обсуждения можно приступать к анализу. Для начала, следует обратить внимание, какими цветами пользовался ребенок.
Красный цвет означает агрессию к тому или иному персонажу или ко всем.
Черный цвет – это тревога для родителей. Этот цвет означает, что ребенок чем-то очень подавлен и угнетен, с ним нужно побеседовать, чтобы узнать причины. Возможно, ребенок чувствует себя одиноким, покинутым, нелюбимым.
Серый и темно-коричневый, темно-синий цвета тоже заставляют задуматься о внутреннем состоянии ребенка.
Размер
Самых значимых людей ребенок, как правило, рисует крупно на переднем плане, менее значимых – на заднем плане, мелко, иногда не полностью.
Хороший знак, если на рисунке все члены семьи или детского коллектива держатся за руки. Это означает благоприятный эмоциональный контакт со всеми, привязанность к окружающим, теплоту и близость во взаимоотношении.
Если же ребенок кого-то не нарисовал или нарисовал в стороне, значит, именно с этим человеком, он находится в конфликтной ситуации. Если между людьми нарисованы различные преграды – ребенок чувствует натянутость во взаимоотношениях, недоверие.
Положение
Самого любимого и значимого человека, ребенок обычно рисует очень старательно и кропотливо, тщательно вырисовывая каждую деталь. Поэтому стоит задуматься, если у какого-то члена семьи не дорисована какая-то часть тела.
Маленькие фигурки, расположенные в самом низу листа означают, что ребенок находится в состоянии депрессии, в подавленном расположении духа.
Если ребенок рисует младшую сестренку или брата намного выше и крупнее остальных родственников, значит именно того, кого увеличил в рисунке, малыш ценит больше всего. Стоит задуматься, может этот член семьи уделяет ребенку больше времени?
Если на рисунке отсутствует кто-либо из членов семьи или детского коллектива, значит, этот человек не занимает в жизни ребенка никакого места. Или он не значим для малыша или просто не общается с ним в должной мере.
Эти простые подсказки, помогут расшифровать рисунок ребенка, увидеть первые тревожные знаки. Игнорировать не нужно, правильнее будет поговорить с ребенком, постараться выявить причину или отвести его к детскому психологу. Пускать все на самотек, с надеждой, что все само по себе пройдет, неправильно. Игнорирование тревожных знаков может привести к серьезным последствиям.