В обычном, нормальном университете студент посещает занятия, лекции, сдает курсовые/контрольные, затем приходит на экзамен, тянет билет и отвечает его перед комиссией. На что билет рассказал - то и получил. Здесь это так не работает. В меде странно и необычно всё, даже система оценок.
Оценка за экзамен, та, которая выставляется в синюю зачётку (казалось бы, зачем я упомянула цвет зачетки? Не забывайте, что медицинский - очень странный, у нас даже зачётки две штуки, но об этом позже), складывается из 4 частей:
Часть первая: берется среднее арифметическое всех оценок за занятия в течение 1-2 семестров (смотря сколько длился предмет) и это среднее арифметическое умножается на 0,2. Каждое занятие, на котором ты не проявил активности и не получил оценку - это ноль. Даже не два. Два еще нужно заработать. Соответственно, такие нули тянут первую часть вниз, именно поэтому нужно посещать все занятия и зарабатывать оценки.
Часть вторая: в конце освоения предмета сдаются практические навыки (например интерпретация анализов, обследование больных и т.д.) и оценка за этот практический навык умножается на 0,3. На некоторых предметах за практический навык берётся среднее арифметическое оценок за контрольные.
Часть третья: в конце освоения дисциплины пишется итоговое тестирование, представляющее собой выборку из 700-2000 вопросов (в зависимости от предмета) и оценка за тест умножается на 0,1. Здесь я заметила невероятное свойство своей памяти, которым бессовестно пользуюсь: мне достаточно просмотреть документ с тестами на один раз, чтобы потом, когда я получу бланк с тестом, просто отключить голову и на автомате выбрать варианты ответа. Результаты обычно 95-98%. Я всегда решаю тесты быстрее всех таким образом и наверняка произвожу впечатление списывающей 😄 Вот такая фотографическая память. А многим бедным людям приходится зубрить эти тесты по несколько дней. С ответами на экзамен эта тема не работает - мне нужно видеть варианты ответов.
И наконец четвертая часть - это непосредственно сам экзамен, где тянешь билет, готовишься и отвечаешь преподавателю. Оценка за ответ умножается на 0,4. Сам экзамен обычно проходит так: большая аудитория со столами, по периметру аудитории за отдельными столами сидят преподаватели, студенты подсаживаются к освобождающемуся преподавателю в порядке очереди, как зашли в аудиторию. Беседа с преподавателем происходит лично, комиссии нет. Тут играет большую роль удача, к какому преподавателю повезет сесть, к строгому или лояльному, бешеному или адекватному.
Итоговая оценка за предмет в зачётку - это сумма всех четырех частей с коэффициентами (0,1 за тест, 0,2 за текущую успеваемость, 0,3 за практические навыки, 0,4 за ответ на билет)
То есть на сам экзамен я иду с 0,6 от итоговой оценки. Эти самые 0,6 от оценки называются рейтинг.
Приведу пример: среднее арифметическое за занятия - 4,2, тест сдал на 5, практический навык на 4, ответил на экзамене на 4.
5*0,1+4,2*0,2+4*0,3+4*0,4=4,14 это четверка в зачётку. В зависимости от требований кафедры, пятёрка начинается либо с 4,5 либо с 4,7, поэтому каждая сотая и десятая доли на счету.
Плюс такой системы в том, что можно пахать весь год, прийти с высоким рейтингом, завалить устное собеседование на тройку и все равно получить 4. Я всегда подстраховываюсь и тружусь на высокий рейтинг, потому что экзамены для меня - это большой стресс, и я боюсь затупить при ответе, а так у меня как бы "подушка безопасности"
Минус в том, что выше рейтинга не прыгнешь, и если он не дотягивает до пятерочного, то как бы ты идеально не ответил на экзамене - рейтинг утянет оценку на дно.
Есть вещи, которые могут понизить или повысить рейтинг. Например пропуск одного занятия/лекции без отработки - это минус 0,1 от рейтинга. А если, например, занимаешься научной работой, или участвуешь в олимпиадах/конференциях по этому предмету - могут дать дополнительные 0,1-0,5 к рейтингу, в зависимости от доброты завкафедрой. Иногда бывают другие незначительные отличия в подсчете рейтинга на каждой кафедре, но общая схема рейтинга остаётся неизменной. На некоторых кафедрах студенты с высоким рейтингом могут получить автомат, пока я встретила две таких кафедры - микробиология и фармакология, собственно по этим предметам у меня были автоматы, причем узнала я о них только на самих экзаменах 😄 #сюрприз
Описанная мной конкретно эта схема рейтинга характерна для моего ВУЗа - КрасГМУ, но что-то подобное есть в каждом медицинском университете.