Если вы запутались в современных технологиях и любите предаваться ностальгии, вспоминая, что раньше небо было голубе, а трава зеленее, то мы подготовили для вас подборку гаджетов, прошлого, которые покажут, что и раньше не все было так уже просто.
Катушечный магнитофон
Магнитная лента, которая крутится на громоздких агрегатах, навевает воспоминания о 70-х и холостяцких квартирах в духе «Ночи в стиле буги». «Бобина» впервые подарила возможность записывать и переписывать любимую музыку, что спровоцировало бум «любительско-пиратских» записей, ставших единственной альтернативой тому, что продают в магазине «Мелодия». Впрочем, рассвет «бобин» был не слишком затяжным - большие и дорогие, «катушечники» приобретались, в основном, меломанами и аудиофилами, которые могли себе их позволить. Кстати, в 2013 году ребята с сайта The Absolute Sound провели масштабное сравнение качества звука у винила и пленки и пригвоздили любимый меломанами винил - дескать, против пленки его звук совсем не блещет. Правда, современные катушечные магнитофоны стоят еще дороже, чем в СССР, поэтому оставим эту забаву любителям позолоченных проводов.
Программируемый калькулятор
«Этот калькулятор перешел Рубикон арифметики, его математическое образование шагнуло в тригонометрию и алгебру», – так начинается статья о калькуляторе Б3-34 в журнале «Наука и Жизнь». Для незнакомого с ПК математика это и правда был отвал башки. Калькулятор вроде Электроники Б3-25А или Б3-34 обладал гибкой и разветвленной логикой, не уступающей современным языкам программирования, что позволяло устраивать кодинговое танго с логарифмами, арктангенсами и другими страшными словами буквально на сто шагов. Это позволяло использовать его для научных расчетов в самых разных областях — от атомистики до астрономии. Девайс шел в комплекте с пухлой документацией, но даже она не раскрывала всех секретов, до которых любители докапывались вручную. Например, именно на Б3-34 был зарегистрирован первый случай советского оверклокинга. На нем же доморощенные Кулибины делали отечественный джейлбрейк, когда корпус модели растачивали под отсутствующую в нем кнопку F.
Игровая консоль Электроника ИМ-2
Если вы никогда не были в шкуре волка, который ловит яйца в корзину, то вряд ли ваше детство можно назвать счастливым. Культовый игровой девайс ИМ-2 с небольшим ЖК-дисплеем и одной игрой на борту появился на полках магазинов во время бума игровой индустрии в середине 80-х, когда советская промышленная махина начала копипастить японские Nintendo Wide Screen. Естественно, с адаптацией под местный рынок – того же Микки Мауса превратили в волка из «Ну, погоди». Были и другие игры вроде биатлона, рыбалки или тетриса. Интересно, что сегодня, несмотря на тонны игр внутри смартфона, девайс пользуется почетом, а на барахолках полно объявлений о купле-продаже ИМ-2.
Восьмибитная игровая приставка Dendy
Японская приставка от Nintendo NES с легкой руки пиратов на постсоветском пространстве стала зваться Денди и приобрела статус иконы. Слонёнок Dendy стал популярнее Чебурашки и Винни-Пуха (про него тоже сняли мультик), а его плакаты расклеивались по всем подворотням. Дети, которые до этого балдели от волка с корзиной яиц, при виде супер-марио буквально теряли голову. Это был экстаз сродни религиозному. Вряд ли вы вспомните свою первую игру на Sony PlayStation, но «картридж с чайками» 999999 в 1 точно никогда не забудете. Благодаря бешеной популярности Денди стала негласным атрибутом правильного воспитания: не сделал уроки - остался без джойстиков, нахамил соседке - мама спрятала картриджи и блок питания. P.S. Кстати, кто сколько времени убил на те гонки на летающих скутерах в Battletoads 2?
Бумбокс
На западе с бумбоксом на плече ходили трушные негры, которые танцевали брейк, рисовали граффити и любили рэп. По эту сторону занавеса все выглядело совсем иначе. И хотя в Советском Союзе не было хип-хопа (зато был Юрий Лоза), бумбокс на плече модника сигнализировал о явных признаках элитарности своего носителя. Как рассказывал мой отец, если в сочетании с бумбоксом он представал перед публикой в эффектных клешенных брюках, в разрезе которых сияла елочная гирлянда (питалась она от батареек в кармане), то окружающие быстро смекали, что с этим стилягой не ведома скука. Профит – новые друзья, физические нагрузки (средний переносной кассетник весил порядка 10 килограмм) и музыка всегда с собой. Не важно, какая. Лишь бы не Юрий Лоза. Из огромного зарубежного ассортимента к нам попадало не так уж много вариантов, да и стоить они могли от трех до десяти зарплат обычного инженера. Поэтому довольно быстро у нас появились аналоги вроде Ритма и Весны, которые, как и любая советская техника, были сделаны скрупулезно, крайне экономно и наплевательски по отношению к внешности.
Умные часы
Конечно, «умные» часы восьмидесятых годов ни в какое сравнение не идут по функциональности с современными вариантами этого устройства. Однако для своего времени они казались верхом научно-технического прогресса, а мальчишки по всему миру мечтали заиметь такой гаджет в стиле Джеймса Бонда. В СССР самой популярной маркой умных часов была модель «Электроника 5», которая умела проигрывать простенькие мелодии и работать в режиме секундомера. На этом, в общем-то, все. Стоило это чудо советской инженерии от 150 рублей. Как видим, годы прошли, а умные часы так и остались прикольной, но в целом бесполезной приблудой.
Кассетный плеер Walkman
Если бумбокс стал переносной дискотекой для экстравертов, то компания Sony подарила музыку в дороге интровертам. До появления iPod именно соневский Walkman был самым продаваемым и распространенным аудиоплеером. То, что владельцу современного смартфона показалось бы кошмаром, для того времени было сродни автопилотируемым автомобилям – компактный (помещался в кармане!), играет музыку в стерео, и при этом работает добрых три-четыре часа от комплекта из четырех батареек. Вслед за Sony компактные кассетные плееры стали выпускать и другие производители. В СССР началось производство аудиоплееров вроде Легенда 401 и Соната П-421. Впрочем, массовым продуктом они так и не стали по причине традиционно высокой цены.
Видеомагнитофон
Видик показал советскому человеку жизнь по ту сторону океана, познакомив его с манящими огнями Голливуда. И пускай картинка тогда была замыленной, а герои в большинстве случаев говорили гнусавым голосом Леонида Володарского, это не мешало восторгаться хирургическими подвигами Рэмбо, болеть против Арни в первом «Терминаторе» или смотреть диснеевские мультики вместе с детьми. В отличие от большинства гаджетов в этом списке, видик был штукой дорогой, и похвастаться таким девайсом могли лишь прогрессивные представители партии и их подрастающие отроки. Поэтому смотреть кино люди собирались либо в видеосалонах, либо на квартирниках у счастливых обладателей этих видиков. Из-за сложности и дороговизны в производстве первым и единственным видиком, сделанным в СССР, стал «Электроника ВМ-12».
ZX Spectrum
Винрарный домашний компьютер эпохи «до Windows», который полюбился сторонникам идей социализма благодаря простоте сборки, дешевым деталям и возможности использовать папин телевизор вместо монитора, и его же кассеты вместо жесткого диска. Да, Спектрум просто использовал обычную частотную модуляцию, превращая звуки разной высоты в стройные ряды единиц и нулей. На западе Спектрум был культовой штукой из-за своей прогрессивности, игровой платформы и цены, в СССР ключевым фактором стала цена. Возить дорогие Atari и Commodore никто не мог, а так как единственным незаменимым компонентом системы оставался лишь процессор Z80, его вполне можно было собрать на коленке. Поэтому совсем скоро у нас появились клоны в лице «Пентагон-48» и «Москва-48».
Фотоаппарат Polaroid
Наверняка, у каждого на страницах старого фотоальбома лежат полароидовские конвертики с фотографиями юных отца и матери. С Полароидами наперевес люди встречали из роддомов жён, отмечали дни рождения близких людей или приезжали на фотосессию в деревню к бабушке. В отличие от обычных пленочных фотоаппаратов, в Полароидах была какая-то магия: один щелчок и из потертого черного корпуса – и появляется небольшое замыленное фото с ламповой рамочкой для фото. Сегодня, когда идеальные фотографии утомили всех и каждого, а каждая поезда в отпуск аукается гигабайтами однотипных селфи, полароидовская эстетика «лови момент» выглядит как никогда привлекательно. Нет, серьезно, кто в здравом уме захочет лезть в папку «Свадебные фото Гены», чтобы с разных ракурсов полюбоваться на переодетого в женское платье полупьяного дядю Толю?