Найти тему
Автоэксклюзив

На них сражались за Родину. Часть 2.

Оглавление

Как-то в одной из телепередач довелось мне услышать одну убийственную фразу: мол, установка на постаменты образцов военной техники – это проявление милитаризма, свойственного русскому народу. Вот так вот. Оказывается, память о беспримерном подвиге нашего народа суть милитаризм. Но оставим эту глупость на совести автора и обратим внимание на другой момент. Иногда на постаментах оказываются редчайшие образцы военной техники, место которым в тепле и холе, а не под дождем, ветром и снегом. А о славном боевом пути некоторых из них вообще никому ничего, кроме специалистов, не известно. Вот об этих образцах и пойдет речь ниже.

Грозный малыш

Легкий танк Т-26
Легкий танк Т-26

Легкий пехотный танк Т-26 можно, пожалуй, назвать одним из символов СССР 30-х годов 20 века. Элегантность, скорость и грозный вид (из-за отсутствия в те годы более крупных машин) внушали уверенность в завтрашнем дне и победе коммунизма. Увы, в июне 41-го эта уверенность сгорела, как спичка, но танки Т-26, к началу войны уже устаревшие, целых полгода изо всех сил сопротивлялись бронированным армадам вермахта. Разумеется, при непостижимом терпении механиков и мужестве и самопожертвовании экипажей танков. Сопротивлялись, пока их не сменили легендарные Т-34 и КВ.

Двухбашенный Vickers Mk E
Двухбашенный Vickers Mk E

В первой части статьи я не раз упоминал о том, что в Советском Союзе не гнушались брать на вооружение западные образцы техники, а на их базе создавать свои. Так вот, Т-26 – ни что иное, как британский танк Vickers Mk E. На вооружение британской армии он не встал и поставлялся только на экспорт. А советским специалистам он понравился маневренностью, скоростью и приличным для того времени вооружением – 38 мм пушкой. Так вот с 1931 по 1940 год было построено около 11000 Т-26 и его модификаций, среди которых был даже огнеметный танк.

Двухбашенный Т-26 образца 1931-1933 гг.
Двухбашенный Т-26 образца 1931-1933 гг.

Однако, если во время гражданской войны в Испании в 1936 он не знал себе равных, да и во время боев на Хасане в 1938 и Халхин-Голе в 1939 у него не было конкурентов, то во время финской войны в 1940 стало очевидно: современную войну с такими танками не выиграть. Дело в том, что Т-26 имел довольно слабую броню, строился из автомобильных газовских агрегатов, а для повышения автономности танка, на него стали ставить дополнительные баки с бензином. Разумеется, экипажи таких танков считались смертниками. Например, во время боев под Москвой 58-я танковая дивизия потеряла 178 машин из 198. Правда, тут сыграло свою роль неправильное управление войсками: легкие танки бросали через болота в лобовую атаку.

Т-26 с радиостанцией
Т-26 с радиостанцией

И последнее. Известно не менее 12 модификаций Т-26. Одна из самых интересных – командирский танк образца 1933 года, когда военные решили активно применять радиосвязь. Дело, разумеется, новое и дорогое, поэтому радиофицировали только отдельные машины. Так вот на башне танка находятся поручни, которые таковыми, в принципе, не являются. Они являются радиоантенной. Смотрится весьма необычно. А про прообраз современного российского БМПТ "Терминатор" вообще молчу.

БМПТ Великой Отечественной: Т-26 с 76,2-мм пушкой сопровождения
БМПТ Великой Отечественной: Т-26 с 76,2-мм пушкой сопровождения

Освободитель Ленинграда

Т-60 на Красной площади
Т-60 на Красной площади

Танк Т-60 уникален как своей разработкой, так и боевой историей. Именно эти танки были первыми среди тех, кто прорвал блокаду Ленинграда. Т-60, как и Т-26 – легкий танк, собранный на автомобильных агрегатах. Однако, в отличие от своего собрата, не является заимствованной идеей: его автором является конструктор Николай Астров – классик танкостроения. Астров придумал Т-60 в июле 41-го, а уже в августе написал Сталину письмо с предложением запустить танк в серию.

Танк был спроектирован всего за три недели, что легко объяснимо: у Астрова уже был проект плавающего танка Т-40, который в то время стали снимать с производства. Так что конструктору оставалось только доработать проект с учетом того, что машине не придется плавать. Поэтому Т-60 унаследовал принципиальную схему и компоновку Т-40, получил утолщенную лобовую броню (аж 35 мм), 20 мм авиационную автоматическую пушку и, соответственно, потяжелел. И уже в сентябре танк поставили в производство и до 1943 года их было изготовлено более 5000 штук. Кстати, Астров лично перегнал опытный образец Т-60 из Москвы, которую уже начали бомбить, в Горький, где и было налажено массовое производство этой машины. Разумеется, данный «танкопробег» автоматически засчитали, как ходовые испытания. За 2 военных года было изготовлено 5600 этих замечательных машин.

Т-60 в составе немецких Panzerwaffe
Т-60 в составе немецких Panzerwaffe

Астров всегда упоминал, что он работает на стыке танкостроения и автомобилестроения. Так, на Т-60 стоял 77-сильный дефорсированный двигатель от ГАЗ-М1 (знаменитая «эмка») и ГАЗовская же 3-ступенчатая коробка передач. Таким образом, использование проверенных серийных узлов и агрегатов решало сразу 2 важных вопроса: ремонтопригодность и стоимость производства. Двигатели вот только тоже были бензиновые автомобильные, а бензин, как известно, отлично горит. Да и реально противостоять Т-60 мог только пехоте и мотоциклистам.

Т-60 с десантом
Т-60 с десантом

Т-60 принимал участие практически во всех боевых операциях начала войны, но звездным часом танка стал прорыв обороны Ленинграда, начавшийся 12 января 1943 года. Только эти танки смогли безо всякой предварительной подготовки сходу прорваться по льду Невы сквозь оборону противника аж на 3 км в его тыл. Но цена прорыва была весьма высока. К его началу танков Т-60 на вооружении армии практически не осталось, а сам он волей танкистов был переименован в БМ-2, что означает «братская могила на двоих». И понятно почему.

Реактивная установка БМ-8-24 на базе Т-60
Реактивная установка БМ-8-24 на базе Т-60

Внутри танка стояла чудовищная жара от ничем не прикрытого двигателя, располагавшегося справа от водителя. И если зимой он выполнял роль печки, то что творилось внутри летом, даже жутко себе представить. Экипаж мог получить ранения не только от пуль или осколков, пробивших броню, но и от так называемых вторичных осколков. Поскольку броня Т-60 была довольно тонкой, то, при попадании в нее пуль или осколков снарядов, от ее внутренней стороны отбивало куски брони, которые иногда серьезно ранили экипаж. Прибавьте сюда разлетающиеся повсюду гильзы от пушки и пулемета, которые из танка выбрасывали ведрами, если он выживал, и получите кошмарную картину. Так что сесть и пойти в бой на Т-60 само по себе было подвигом. Хотя известны случаи, когда экипажи предпочитали воевать не на более тяжелых и защищенных Т-34, а именно на Т-60, которые были более маневренны и именно за счет маневренности выходили целыми из боя.

Братская могила №2

БА-64 в Нижегородском Кремле
БА-64 в Нижегородском Кремле

Именно такое печальное прозвище получил бронеавтомобиль БА-64. Представлял он собой простейшую и дешевую конструкцию: шасси ГАЗ-64 «Иван-Виллис» (позднее шасси ГАЗ-67) с бронекорпусом ГАЗ-125. Эту бронемашину начали разрабатывать, как и танк Т-60, в июле 1941 года по настоянию легендарного конструктора полноприводных автомобилей Виталия Грачева. 9 января 1942 года первый образец прошел ходовые испытания, а на следующий день машину осмотрел сам Ворошилов. Уже в марте того же года БА-64 начали поставлять в войска, а конструкторы начали разрабатывать его модификации. Всего модификаций было семь, одной из которых была бронедрезина, ездившая как по дорогам, так и по рельсам. Впрочем, модификации модификациями, но вариантов на тему, что называется, было куда больше. Дело в том, что БА-64 собирали на нескольких заводах, каждый из которых и свои изменения в конструкцию каждого экземпляра вносил, и бронекорпус варил так, как ему нравится. Так что двух одинаковых БА-64 не существует по определению.

БА-64Б
БА-64Б

За создание БА-64 Грачеву была присуждена Сталинская премия, но производство его детища, созданного на шасси ГАЗ-64, вскоре пришлось приостановить. Дело в том, что сочетание узкой колеи шасси и высокого центра тяжести бронекорпуса давали кошмарный эффект: автомобили просто-напросто кувыркались. И решить эту проблему удалось только в 1943 году, когда тот же корпус поставили на шасси ГАЗ-67, имевшее более широкую колею. А вот проблему с вооружением решить так и не удалось: все попытки конструкторов сменить штатный пулемет ДТ-29 на более мощные СГ-43 и ДШК успехом не увенчались. Впрочем, особой роли это не играло, поскольку БА-64 использовался, в основном, для разведки, а не наступательных боев. Маневренный, быстрый и полноприводный бронеавтомобиль можно сравнить с шустрым зайцем, которого не так-то легко подстрелить. Но вот если автомобиль подбивали, то у экипажа шансов выбраться из горящего автомобиля практически не было.

Последний БА-64 везет дрова и трубу от походной печки
Последний БА-64 везет дрова и трубу от походной печки

БА-64 является ярким примером того, какой ценой доставалась победа. Как и у других образцов описанной мной техники, в нем не было ничего лишнего. Фара – одна, радиосвязь между командиром и водителем отсутствует (а зачем она, если отдать команду можно просто пнув водителя сапогом), а про мучения водителя вообще страшно говорить. Ну представьте себе, что вы сидите за рулем в позе эмбриона и обнимаете коленями не только этот самый руль, но и выступающий в салон мотор с КПП. При этом никакого щита у двигателя нет. Поэтому летом температура в кабине поднималась выше 60 градусов, впрочем, зимой не нужна была печка (уже знакомо, да?). Но и это не все. Водитель обозревал дорогу через окошко 20х10 см и, что творится перед капотом ближе 3-4 м, не видел в принципе, боковой же обзор отсутствовал вовсе. На таком автомобиле не то, что воевать или из под обстрела уходить, на нем просто ездить было проблематично. Но ведь ездили, занимались разведкой, воевали, уходили из под обстрелов… И победили!