Найти в Дзене

Национализация отменяется.

Вопрос национализации системообразующих отраслей нашей промышленности, в частности, нефтегазового сектора, давно обсуждается в патриотическом сегменте нашего общества, и судя по тому, что президент сам выбрал его для ответа, интерес к нему в обществе достаточно большой. Насмотревшись на поведение крупного капитала, общество не доверяет ему, и хотело бы поставить его под свой контроль.

Что же ответил президент? Попробуем перевести с дипломатического на простой.

Знаете, мы много раз об этом говорили. Может быть, в свое время и не следовало, как тогда говорили, "назначать" новых миллиардеров и не передавать нефтяную промышленность в частные руки. Может быть, и это было сделано с большими рисками и не было под этим достаточных оснований, но это уже сделано.

Здесь, в свойственной президенту мягкой манере, высказывается реальное согласие с тем, что приватизация нефтегазового сектора была ошибкой. Но, что сделано, то сделано. И президенту приходится жить в новых реалиях.

Мы, что смогли вернуть в последнюю секунду, мы это сделали. Имею в виду, например, формирование, по сути, контрольного пакета у подконтрольных государству обществ, в "Газпроме", чтобы сформировать такой контрольный пакет в ведущей нефтяной компании "Роснефть".

Открытым текстом президент говорит, о том, что едва успели спасти фактически независимость страны, хотя бы и в таком виде. Потому что государство, которому не принадлежит собственная энергетика, является полуколонией.

Национализировать всю нефтянку - это сложный, очень опасный процесс, который может привести к негативным результатам не только для отрасли, но и для всей экономики. Сейчас не буду вдаваться в детали, но там все не так просто. Нам главное что обеспечить? Нам нужно обеспечить, чтобы кому бы ни принадлежали эти предприятия, чтобы они действовали в рамках закона, чтобы они инвестировали в добычу и в развитие переработки на территории страны, и в полной мере выполняли бы свои обязательства перед бюджетом, делали свои предприятия эффективными, конкурирующими со своими партнерами на мировых рынках. На самом деле это у наших нефтяников получается.

Смысл всей цитаты, в переводе на простой язык русских поговорок, означает «Не тронь лежащую фекалию — вонять не будет». Но в чём именно он видит экономические проблемы? Можно предположить, что экономика — всего лишь предлог. Точнее, конечно, в экономике будет негативный эффект, но он будет всего лишь результатом политической реакции на данную инициативу.

Именно политические последствия больше всего пугают Путина в вопросе национализации. В условиях сильнейшего внешнего давления, мировой нестабильности, которая того и гляди, перерастёт в войны, президент не может позволить себе борьбу с собственными элитами, на консолидацию которых было потрачено столько сил. По крайней мере, он не может открыто выступить против них. Что не значит, что он не работает в этом направлении.

-2

Путин, как показывает жизнь, хоть не сторонник революционных идей, но его работа похожа на наступление ледника — каждый день всё вроде бы как и вчера, но через несколько лет от прежнего ландшафта и следа не осталось.

И здесь вступает в дело фактор времени. По прогнозам некоторых аналитиков, надвигающаяся нестабильность может затянуться на несколько десятилетий. Значит, всё это время, власть не сможет в открытую выступить против собственного крупного капитала, дав ему время укрепиться, и на экономическом поле, и на политическом уровне. Да и население за это время сильно сменится, и уже будет мало тех, кто будет помнить, что может быть иначе. Такой сценарий вполне очевиден, если, конечно, за это время не станет совсем туго, и власти не придётся применять радикальные меры для выживания страны.

Но пока что, в обозримом будущем, национализация, как минимум, нефтегазового сектора нам не грозит.