Многие знают, что среди бумаг Леонардо Винчи есть и рисунки, изображающие нечто похожее на подводную лодку ... Подводный колокол для работ под водой вообще известен давно, но если говорить именно о подводной лодке, то изобретателей подобного устройства было несколько ...
Первопроходцем в этой области судостроения следует считать голландца-бондаря (изготовителя бочек) Корнелиуса Дреббеля. Ещё в 1620 году он построил "движущуюся бочку", на которой несколько лет на глубине 4 метров катал по Темзе пассажиров.
В России же первым "подводником" можно считать плотника Ефима Никонова из Подмосковья, который в 1718 году в челобитной Петру I изложил свой проект "потаённого судна".
Однако самым, пожалуй, проработанным проектом был проект Казимира Черновского, узника политической тюрьмы в Шлиссельбурге. В 1829 году он написал Николаю I письмо, в котором сообщал царю, что им изобретена подводная лодка, и что он готов в течение 40 дней её построить. Длина подводной лодки предполагалась в 10 метров (!), и она могла спокойно подплывать под вражеские корабли, спускаться на морское дно, перевозить десант и т.д. А в течение 60 дней Черновский обещал построить лодку, которую можно было бы даже вооружить несколькими пушками. Двигаться оба варианта лодки должны были при помощи особых вёсел, а для погружения использовались бы кожаные мешки с водой.
Проект царя заинтересовал, и по его приказу чертежи были переданы известному учёному, генералу Корпуса путей сообщения Павлу Базену. Базен проект замариновал, а в 1834 году вообще уехал на историческую родину во Францию, прихватив с собою все чертежи и наработки ... Так что все дальнейшие работы производились уже не в России ...