Найти тему
Музыка и Жизнь

Рэгги от Боба Марли до группы Воскресение

Рэгги - музыкальный стиль, рождённый на Ямайке и принятый в лоно поп и рок-музыки на равных с остальной полистилистикой, прописавшейся там в конце шестидесятых, начале семидесятых и далее везде. Интересна история возникновения рэгги, она скоротечна и богата быстрой сменой ритмов. Итак, следите за руками:

  • в тридцатые и сороковые годы на Ямайке популярен стиль менто, народная музыка основанная на церковных гимнах спиричуэлз американского юга (одна из основ джаза биг-бендов типа Луи Армстронга) и на карибских рваных ритмах
  • после войны в пятидесятые на острове появились радиоприёмники и проник ритм энд блюз типа Джеймса Брауна и рок-н-ролл типа Чака Берри,
  • в начале шестидесятых местные музыканты совместили карибские ритмы и ритм-энд-блюз/рок-н-ролл, добавили духовые, которые вели мелодию и получился весёлый стиль ска,
  • в конце шестидесятых ска соединился с хоровыми госпелами и поп-джазовой музыкой соул и получился стиль рок-стэди. Это уже практически регги, но в гораздо более быстром темпе. Классический образец рок-стэди популяризирован в мире великими поп-экспериментаторами под конец 60-х группой Битлз в песне "Об-Ла-Ди, Об-Ла-Да"

Да-да, вот так. Если уменьшить темп в два - два с половиной раза, то получится рэгги - проведите мысленный эксперимент. В стилях ска и рок-стэди в начале карьеры играл и Боб Марли

  • ну и наконец рок-стэди уменьшил темп до среднего, обогатился стихами протеста во имя борьбы чёрных за свои права - и получился наконец рэгги

Боб Марли, благодаря музыкальному таланту, харизме, политическому подтексту и глубокому проникновению в стиль, стал символом рэгги, а сам регги стал феноменом в пару лет ставшим популярным на материке и сразу же в Европе.

Рэгги стиль простой. Темп средний, размер четыре четверти, акцент на вторую и четвёртую долю - то есть на слабые доли, гитара, бас, ударные, органчик, иногда духовые.

После взрывной популярности рэгги их стали исполнять не только ямайские растаманы, но и музыканты далёкие от такого стиля в принципе.

Эрик Клэптон после ухода из хард-рокового Cream неоднократно перепевал знаменитый хит Боба Марли I Shot the Sheriff. Боб Дилан написал и исполнял Knoсking On the Heaven's Door - её регулярно пел и сам отец рэгги Боб Марли и тот же Клэптон

Такие далёкие от ритмов Ямайки Лед Зеппелин всё-таки сочинили и исполнили одну композицию D'yer Mak'er в стиле рэгги, придав ей неповторимый цеппелиновский аромат засчёт плотного ударника, вокала Планта и гитарных пассажей Пэйджа. Причём, если в рыгги гитарные аккорды звучат тихо на фоне баса, то у Лед Зеппелин они наоборот ведут весь аккомпанемент, причём рэгги от этого регги быть не перестаёт и узнаётся сразу

К концу семидесятых в европейском роке появились группы, которые в основе своей имели ска и регги - The Police, например, UB-40 или Madness

Позже появилось и так называемое европейское рэгги - попсовые подделки под рэгги групп Ace of Base или Yaki Da.

в своё врея даже любимый народом наш коллектив "Воскресенье" написал отличный рэгги "По дороге разочарований"