Названия всех станций метро и их интерьер всегда как-либо связаны с тем местом, где они расположены. Поэтому любая станция метро имеет связь с районом, на территории которого она расположена. Зная этот факт будет, правильнее начать рассказ с истории этого небольшого места - микрорайона "Троицкое поле" и расположенного рядом Обуховского завода.
Микрорайон "Троицкое поле" располагается между станциями метро "Обухово" и "Пролетарская":
Здесь превалирует застройка 5-этажными домами, поэтому по меркам Санкт-Петербурга этот район можно считать малоэтажным:
Название "Троицкое поле" идет от Троицкой церкви, расположенной недалеко от станции метро "Пролетарская":
Эта церковь (также известная под названием "Кулич и пасха" из-за своей необыкновенной формы) была построена в 1785 году по проекту архитектора Николая Львова для загородной усадьбы вельможи Вяземского. Ранее на месте этого микрорайона было обширное поле, которое начало заселяться с 30-х годов 20 века. Поля теперь нет, а название осталось.
Обуховский завод. Был основан в 1863 году товариществом Обухова, Путилова и Кудрявцева. Несмотря на то, что завод основали три человека, он получил имя только Павла Обухова. Все дело в том, что именно Обухов изобрел инновационный способ производства литой стали для артиллерийских орудий. Завод занимался изготовлением стали для создания артиллерийских орудий и считался одним из лучших предприятий в Европе.
В 1901 году на заводе была героическая Обуховская оборона (он ней я подробнее написал ниже), что явилось одним из первых политических выступлений рабочих за свои права в российской истории. В результате рабочие добились создания института уполномоченных от рабочих, который явился предвестником профсоюзов.
В настоящим момент Обуховский завод входит в концерн "Алмаз-Антей". Именно в честь героической Обуховской обороны и получила название станция метро "Обухово".
Рядом со станцией "Обухово" также расположена одноименная железнодорожная платформа. Поэтому несмотря на довольно маленькое население самого "Троицкого поля" в час пик здесь скапливается очень много народу, так как огромное количество людей едут на работу из пригородов (например, из Колпино) на электричках и пересаживаются здесь на метро. Вот так выглядит вход на Ж/Д платформу:
На мой взгляд, довольно убогое здание, да еще и облицованное этими пластиковыми панелями
Прямого перехода с метро на Ж/Д платформу нет, но вестибюль располагается к ней очень близко.
Вестибюль станции выполнен из глухих мраморных стен и витражных вставок
Если говорить об интерьере, то он довольно скромный, хотя и не без интересных элементов. Очень часто в метро делают какие-либо интересные композиции перед началом спуска эскалатора. К сожалению, станцию "Обухово" эта традиция обошла стороной - здесь над эскалатором нет ничего интересного:
Если вы начнете спускаться, то в оформлении потолка и светильников рядом с эскалаторами вы тоже ничего интересного не увидите:
Над платформой имеются черные надписи с громкоговорителями по бокам:
Несмотря на всю практичность позднесоветской архитектуры, встречаются здесь и очень интересные элементы. Например, мне очень понравилось, как тут устроено освещение:
Если вы внимательно посмотрите на потолок, то увидите, что здесь совсем нет люстр
Все дело в том, что свет идет от светильников снизу и отражается от потолка
Дочитав статью до этого места, вы спросите: "А зачем ты решил рассказать нам о такой унылой и неинтересной станции метро? Что в ней такого, чтобы она заслуживала внимания?".
На самом деле на торце платформы здесь очень интересный горельеф с композицией, которая отражает развитие рабочего движения в этом районе. Эта композиция называется "От марксистских кружков к революционному выступлению":
Как я уже писал ранее, в 1901 году произошла героическая Обуховская оборона. Но что такое "Обуховская оборона" и чем она была вызвана?
Все дело в том, что в 1901 году упомянутый выше завод получил крупный оборонный заказ, при выполнении которого столкнулся с большими проблемами. Чтобы уложиться в срок, руководство предприятия ужесточило график работы, начало заставлять рабочих оставаться после работы и очень сильно увеличили штрафные санкции.
Представители социалистических кружков вывели людей на стачку, но фабриканты включили "механизм репрессий" и уволили зачинщиков стачки. На следующий день после этого инцидента на стачку вышло еще больше рабочих Обуховского завода, к котором присоединились пролетарии с соседних предприятий.
Пролетарии решили перекрыть Шлиссельбургский тракт. После этого фабриканты позвали на помощь конную полицию, что стало началом уличных боев.
Под напором кавалеристов пролетарии отступили к зданию карточной фабрики и забаррикадировались там. Лишь к вечеру солдаты Омского полка смогли подавить сопротивление.
12 мая депутаты-переговорщики явились на переговоры к начальнику Обуховского завода Власьеву. Пролетарии выдвинули следующие требования: включить 1 мая в список выходных дней, установить 8-часовой рабочий день, отменить сверхурочные и ночные работы, учредить на заводе совет выбранных уполномоченных от рабочих и т.д.
После переговоров 12 из 14 требований были полностью удовлетворены (рабочий день был сокращен лишь на полчаса, а вопрос о 1 мая так и не был решен).
Главным результатом Обуховской обороны стало рождение на заводе постоянного института уполномоченных от рабочих, который в 1903 году получил официальное распространение по всей Российской империи.
Оборона обуховских рабочих стала первым шагом на пути к производственной демократии.
На самом горельефе изображено заседание марксистского кружка (то с чего все началось - политического просвещения рабочих в небольших кружках, где они учились осознавать свои классовые интересы) и Обуховская оборона, как итог всех этих действий:
Такая вот станция на окраине Санкт-Петербурга с необычными историческим наполнением.