Найти в Дзене
FirboNews.ru

ОАО «Мечел» как стальной отблеск черного металла

Сталь, как известно, истинно белым цветом не отсвечивает. А потому о белизне металлургического бизнеса говорить не приходится. Да на эту отрасль российского бизнеса указанный критерий распространяется с трудом.

         Для понимания сути происходящих дел инвестиционная компания Firbo Capital предлагает в паре строк освежить читателям память. Дело в том, что ОАО «Мечел» не часто мелькает в новостных колонках, а события об этом холдинге скудны на сенсации. Впрочем, говорят знающие металлургическое поле деятельности страны эксперты ФИРБО капитал, здесь также можно накопать массу «интересностей», способных вплести свою алую ленту в фолиант под названием «бизнес современной России». Достаточно указать хотя бы на то мнение, которое сложилось у журналистов издания Forbes. Оно, конечно, не центр мироздания, но вот с момента избрания в начале 2004 года Игоря Зюзина председателем совета директоров ОАО «Мечел» он Форбсу не дал ни одного интервью. Принципиально. За что Forbes охарактеризовал этого руководителя как человека с тяжелым характером, до крайности упрямым и без способностей идти на компромиссы. Изданию удалось лишь пообщаться с рядом его коллег по бизнесу и выяснить наличие у главы холдинга огромного числа недоброжелателей. Но, как бы там ни было, отмечает FirboCapital (инвесторам предлагается посетить сайт Firbo.ru), Зюзин продолжает занимать ранее доверенное ему место, получая при этом иногда нагоняи от Правительства за нечестный бизнес. На данный момент в его единоличных руках сосредоточен блокирующий пакет акций «Мечела» в объеме 54,34 % ценных бумаг (привет Форбсу). При этом холдинг пока – первое и единственное структурное подразделение нашей страны и Центральной Европы, которое среди горнодобытчиков и металлургов разместило свои акции за рубежом. Случилось это IPO на Нью-Йоркской бирже в 2004 году. Тогда успешной продаже подверглись 11,5 процентов ценных бумаг различного вида. Фишка во всем этот оказалась в крайне высокой подверженности иностранных активов «Мечела» критике из стен Кремля.

Для понимания нынешних мировых объемов производства стали можно обратиться к данным ежегодного информационно-аналитического издания «Metal Bulletin», базирующегося в Лондоне. Первое место неизменно занимает «ArcelorMittal» индийского бизнесмена с регистрацией штаб-квартиры в Люксембурге. Среди россиян за прошлый год в лидерах значится на 13 месте компания «Северсталь», выплавившая 16,74 млн. тонн стали. За ней на 14 месте идет корпорация «Evraz Gr.» с 15,28 млн. тонн стали. Пропустив вперед еще пару соотечественников, «Мечел» занял в 2009 году лишь 54 место со своей выплавкой 5,49 миллионов тонн.

Эксперты ФИРБО Капитал по этому поводу отмечают, что Зюзин с первого дня своего назначения на высшую руководящую должность проводит агрессивную политику по укрупнению своего бизнеса путем поглощения профильных российских активов.

Впрочем, если недовольство Forbes скрытностью председателя совета директоров вполне объяснимо, то вот делиться Зюзин умеет, и не себе во вред. Например, акционерами «Мечела» являются Deutsche Bank Trust Company Americas со своим пакетом акций российской компании в 33,74 процента. Эти бумаги размещены, напоминают в Firbo Capital Москва, на Нью-Йоркской бирже. Остаток в почти двенадцать процентов торгуется на российских биржах. Но это не все.

С 2002 по 2004 годы руководитель корпорации, проводя политику укрупнения своего бизнеса, пытался по-дешевке скупить акции профильных активов у российских миноритариев. Скандал набрал серьезных размеров, докатился до Федеральной службы по финансам и рынкам, и Зюзин уступил, выкупив бумаги по рыночной цене.

Следующий казус с «Мечел» случился через четыре года. На выездном совещании Правительства, состоявшемся 24 июля 2008 года в Нижнем Новгороде, премьер-министром рассматривались вопросы отечественной металлургии. На совещании Зюзин отсутствовал якобы по болезни, на что В.Путин пообещал прислать ему действенных лекарей в виде Федеральной антимонопольной службы и прокуроров.

Для понимания сути проблемы Фирбо Капитал инвестиционная компания обращает внимание на оффшоры металлургической корпорации. Они принадлежат самому главе и находятся на Кипре: Calridge, Dalewave, Bellasis, а также 0,05 % он владеет напрямую.

Любопытно, что в начале прошлого года Зюзин располагал сначала почти 70 процентами «Мечела», а в марте он продал три процента, снизив свою долю до 66,76 %. Из них, как разведал Forbes, 37,9 процентов собственных акций хозяин заложил по кредитам, направленным на расширение бизнеса материнской компании. Достойно уважения, не правда ли? Кстати, отмечает Фирбо капитал, эта особенность председателя совета директоров идти ва-банк когда-то его «подведет под монастырь». А пока он там уже чуть не оказался.

На указанном совещании Глава Правительства обрушился с критикой в адрес руководителя металлургического комплекса за продажу сырья за границу в два раза дешевле, чем сам Зюзин торгует в России. По всей видимости, скрытой целью таких действий являлось желание не платить дополнительные налоги в бюджет страны.

Но, как видно, проблема – системная, и вот через два года В.Путин вновь негодовал и приводил в пример махинации иных компаний, когда «при внутренней цене 4100 рублей продают за границу себе же самим, своим собственным оффшорным компаниям… по цене 1100 рублей, то есть в четыре раза дешевле». Таким образом, отмечает ФИРБО инвестиционная компания, «Мечел» еще оказался не самым хитрым.

Но, как бы там ни было, Антимонопольная служба, получив в 2008 году недвусмысленную команду «фас», приняла к рассмотрению махинации этой металлургической корпорации. В результате, в первый же день критики, акции в Нью-Йорке моментально рухнули сначала на тридцать семь процентов, потом чуть выправились, а на следующий день еще больше упали. А максимальное снижение капитализации корпорации в критические мгновения торгов вообще доходило до… шестидесяти процентов.

И вот на этом фоне 26 июля 2010 года на новом выездном совещании, уже в Челябинске, В.Путин вновь припомнил «Мечелу» его злодеяния. На этот раз тон оказался неожиданно другим. По всей видимости, руководитель Правительства располагал информацией о ситуации с акциями и решил спустя два года выправить положение дел, удручающе не меняющееся в Нью-Йорке со времен первой критики: «Почему «Мечел» может выстроить нормальную, корректную работу? Я помню выпад в адрес «Мечела». Могу только сожалеть, что это привело к падению капитализации более чем на 20 %. Хочу поблагодарить Игоря Зюзина. Все, о чём говорили, сделал, ведет себя корректно».

Речь идет о том, что руководитель сталелитейной корпорации не стал упрямиться, а со всей душой пошел навстречу ФАС для смягчения собственной вины. В результате расплата за махинации оценилась по-минимуму, в пять процентов от годичного оборота. «Мечел» уплатил в бюджет менее 800 млн. рублей и снизил цены по углю на 15 процентов. А Forbes утверждает, что с Зюзиным нельзя вести никаких дел. То издание «не с той стороны подходило к товарищу». А вот Путин подошел: «Зюзин всё сделал и ведёт себя корректно по отношению к потребителям и законодательству».

Ну и в завершение Фирбо капитал приводит данные финансовой отчетности корпорации. В первом квартале этого года увеличение чистой прибыли «Мечела» по отношению с предыдущим кварталом составило 2,2 раза и достигло 5,116 млрд. рублей. Правда, такие результаты связаны с переоценкой акций по рыночной цене. Ну а по отношению к первому кварталу 2009 года, где имелся финансовый убыток, сейчас выплавка стали возросла на 30 процентов и составила 1,4 миллиона тонн стали.