В разгар Холодной Войны, противоборствующие блоки находились в постоянном поиске оружия, которое на голову превосходило бы оборудование оппонента. Но, к счастью, долгое время явного перевеса так и не случилось. А в середине 1960-х и американцы и их советские коллеги шли по одинаково ложному пути увлечения противотанковыми ракетами. Считалось, что они навсегда изменят облик танка, и вытеснят «классический», кинетический боеприпас.
В 1966 году компания General Dynamics представила низкопрофильную башню, которая позволяла совмещать «обычный» боеприпас и противотанковые ракеты. 152-мм пушка-пусковая установка могла стрелять бронебойно-фугасными снарядами и запускать ПТУР через ствол. Новая разработка была рассчитана на использование корпусов от серийного танка M60 Patton.
Рождение «Звездолета»
Будущий M60A2 строился как временная мера до тех пор, пока американо-немецкий проект MBT-70 не достигнет серийной готовности. К слову, 152-мм пусковая установка была идентична той, которую американские специалисты планировали установить на MBT-70, что стало одним из поводов для разногласий с немцами, которые настаивали на классической 120-мм пушке. И они оказались правы! Но это выяснится потом, а пока на дворе – 1971 год, и армия США заказала первую партию удивительных машин.
На видео - учебные стрельбы из "Starship", сопровождаемые монотонными комментариями диктора о несокрушимой мощи, и прочих моментах, оправдывающих расходы на противостояние с СССР
Изначально планировалось модернизировать вес парк танков M60, заменив им башни. Но из ворот завода Chrysler Tank вышло лишь 526 машин. Исключая новую башню и основное вооружение, танки были схожи с «линейными» M60. Корпус в самом усиленном участке обладал 143 мм брони под углом в 45 градусов, а турбодизельный мотор Continental AVDS-1790-2 обладал 850 силами мощности. Это позволяло 52-тонной машине достигать скорости в 48 км\ч по шоссе.
Все новшества M60A2 крылись в башне. Низкопрофильная конструкция состояла из дискового основания и возвышающейся пусковой установки по центру. Собственно, по этой причине машину прозвали «Starship». У каждого члена экипажа был свой люк. Это было продиктовано боевым отделением, в котором все члены экипажа были изолированы друг от друга. Наводчик и заряжающий разделись укладкой ракет Shilleilagh, а командир находился в задней части – под куполом вращающейся башенки с пулеметом M2HB, высота которой составляла почти половину всего боевого модуля.
Слева от ствола пушки было крепление для ксенонового белого или инфракрасного прожектора. Сзади на башне крепилась корзина для вещей к которой крепились восемь дымовых гранатометов.
Такая современная и такая ненужная пушка
Большую часть компактной башни занимало основное орудие – нарезная 152-мм пушка M162. Как уже упоминалось, она могла стрелять как кинетическими боеприпасами, так и запускать противотанковые ракеты. Короткий ствол обуславливал посредственную баллистику и дальность полета фугасных снарядов, которая не превышала 1,5 километров. Для дальних дистанций подходили ПТУР MGM-51 «Shilleilagh» с дальностью до трех километров.
В боеукладке находилось 33 кинетических боеприпаса и 13 ракет. И последние, как считалось, являются главным преимуществом M60A2. После обнаружения наводчиком цели, производился пуск ракеты. После вылета из ствола, стабилизаторы раскрывались и запускался маршевый двигатель. ПТУР летела к цели, удерживаемой по инфракрасному каналу. Пока цель захвачена – ее полет был максимально точным. Требование постоянного сопровождения, в свою очередь, заставляла машину быть на линии огня противника. Но это была не единственная проблема.
Часто, в момент пуска выхлопы ракетного двигателя попадали в боевое отделение, вызывая ожоги членов экипажа, да и электроника наведения не всегда срабатывала корректно. Пушка была стабилизирована в двух плоскостях, что позволяло вести прицельный огонь кинетическими боеприпасами «с ходу». Но пуск ракет, при этом, не мог производиться в движении.
Кроме того, на ранних стадиях были случаи детонации боеприпасов в стволе. К этому приводили остатки ракетного топлива в казенной части. Для борьбы с этим эффектом на ранние версии танков ставили традиционный эжектор пороховых газов, которую позже заменили системой продувки канала ствола сжатым воздухом.
Вторичное вооружение состояло из 12,7-мм пулемета M85 в командирской башенке и спаренного M73, калибра 7,62 мм. Но оба варианта отличались невысокой надежностью и их заменили: командир получил традиционный «Браунинг» M2HB, а к орудию приставили пулемет M240 – лицензионную копию бельгийского FN MAG.
Одним из прорывных новшеств M60A2 стал лазерный дальномер, что былоприменено впервые в американском танкостроении. Прибор был эффективен при дневном свете, но в темноте был эффективен на расстоянии до 600 метров и то – лишь при 25-процентном лунном свете. Для увеличения его дальности в темное врем суток, на ксеноновый прожектор устанавливали ультрафиолетовый фильтр.
История службы и итоги
Всего было собрано чуть более 520 танков M60A2, которые распределялись между армией и Корпусом морской пехоты США. Машине отводилась роль «танка второй линии», целью которой была поддержка наступающих порядков «традиционных» танков. И в этой роли танк прослужил почти десять лет. А ведь вначале планировалось все M60 довести до уровня A2!
Главной проблемой, что примечательно, стала ракета. Авторы конструкции – Ford Aeronutronic – не до конца оценили сложность поставленной задачи, и выпустили сырую конструкцию. По сути, каждый компонент ПТУР MGM-51 был исполнен проблем: проблемы с топливом, проблемы с воспламенением, системой сопровождения и ИК прицельными приспособлениями.
При этом всем, M60A2 выполнил свою роль «промежуточного танка», который разработали как временную замену до создания MBT-70. Последний, как известно, провалился. Но парк M60A2 дополнял подразделения «классических» M60 вплоть до появления M1 Abrams. Уже в 1981 году все «Звездолеты» были сняты с вооружения. Большинству танков вернули башни танков M60A3, а некоторые машины переделали в мостоукладчики M60 AVLB и радиоуправляемые машины разминирования Panther.
Да и к попытке «подружить» ракетное вооружение с танками американцы, в отличие от советских коллег, более не возвращались, продолжая развивать кинетические ракетные боеприпасы. Таким образом, M60A2 оказался последним ракетным танком США, пережив M551 Sheridan, ставшим первым в своем роде.
Спасибо за внимание! Читайте также: