Найти тему
postИдеальность

Что действительно нами движет или "Душевный критерий истины"

Оглавление

ИСТИНА ПОСТУПКА И ЕЁ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ КРИТЕРИЙ НА ПУТИ СВЕРШЕНИЙ

Я на то родился и на то пришёл в мир,

чтобы свидетельствовать об истине;

Пилат же сказал ему: что есть истина?

(Иоан. 37, 38)

Нет, мы не будем обсуждать библию и перебирать новозаветные строки из глубин истории. Все мы знаем что было дальше, а если нет, ссылка на источник в самом стихе. я бы хотел поговорить о другом.. Я писал эту статью еще во время учебы в институте, зачитывал ее на кафедре и получил свою минуту славы, надеюсь и вам будет интересно.

Положение человека в мире таково, что он не может не совершать поступки – значимые для него действия (или «значимые бездействия»), являющиеся результатом осознанного (в той или иной мере) выбора. Принятие решения о поступке, как правило, осуществляется в условиях ограниченного времени и неполной информации о ситуации, в которой он совершается. Поэтому в акте решения о поступке присутствует обычно определённый элемент риска. Чем значительнее для человека возможные последствия совершаемого поступка, тем больше он нуждается в обосновании правильности своего выбора, а значит – в обосновании истинности своего представления о происходящем.

Таким образом, в процессе принятия решения человек оказывается перед дилеммой:

- с одной стороны, во избежание возможной ошибки необходимо усомниться в правильности принимаемого решения;

- с другой стороны, необходимо устранить сомнения в правильности совершаемого выбора.

Человеку, чтобы сделать шаг в жизни, необходимо быть уверенным, что этот шаг правильный. Ему необходимо знать истину «здесь и сейчас».

Обычнов такой ситуации человек, не задумываясь, переживает некий экзистенциальный «аминь» – чувство, не оставляющее сомнений в истинности мысли, обосновывающей правильность принимаемого решения.По-видимому, без этого субъективного переживания невозможен никакой сознательный выбор, а значит и поступок.

Итак, прежде чем человек сможет решиться на реальный поступок, его сознание должно совершить «экзистенциальный поступок», заключающийся в освобождении от сомнений в правильности совершаемого выбора. Но чтобы достичь очевидной несомненности какой-либо мысли, совершаемого действия (убедиться в её истинности), необходимо предварительно подвергнуть её сомнению.

Достигаемое в результате «освобождения от сомнений» субъективное переживание несомненной правильности принимаемого решения можно назвать экзистенциальной истиной поступка. В этом переживании снимаются противоречия между рациональными и иррациональными императивами, между животными и социальными инстинктами, между совестью и расчётом.

Таким образом, это экзистенциальное переживаниевоспринимается субъектом как свидетельство правильности совершаемого выбора, как критерий истинности совершаемого поступка. Это переживаниеесть акт, легитимизирующий мысль, возводящий её в ранг «истины бытия».

В обыденном сознании такие «истины бытия» часто закрепляются в форме расхожих штампов типа «в армии не служил - не мужик», «трус не играет в хоккей» и т.п. Из этого видно, что гносеологическим критериям «истины поступка» соответствуют далеко не всегда. Зато они позволяют не «зависать в нерешительности» и совершать поступки в условиях цейтнота. Человек пользуется экзистенциальными критериями истины как в конкретных ситуациях (например, при выборе одного из двух зол) так и при принятии стратегических решений (например, выбирая, куда пойти учиться). Часто экзистенциальные истины (например, нормы морали) транслируются и усваиваются в процессе обучения младших старшими.

Очевидно, что наступление экзистенциального переживания истинности мысли, обосновывающей конкретный поступок, будет зависеть от того, какие цели ставит себе человек, какими средствами для их достижения он обладает, а также от того, насколько эти цели для него важны. Если человек стоит на перепутье двух дорог, и не может выбрать по какой тропе пойти, а интуиция молчит, то для негороль «истины поступка» может выполнить случай – можно подкинуть монетку и таким образом выбрать дальнейший ход действий.

Представление о социальной реальности, в которой пребывает человек, складывается преимущественно не из научных истин, а из истин экзистенциальных. Если же говорить об абсолютной истине, то она вообще находится где-то за гранью человеческого мира, вне социальной реальности, она недоступна человеку и в этом смысле бесчеловечна.

Итак, чтобы принять решение о поступке, человеку нужно «экзистенциально пережить» его истинность.Экзистенциальное переживание истинности мысли (истина жизни) не является абсолютным гарантом успеха, это не абсолютное, а относительное знание. И именно это переживание истинности принимаемого решения делает поступок возможным.

Для совершения поступка человеку чаще нужна истина экзистенциальная, чем отвечающая объективная научная истина.

-2

Не стоит слишком серьезно относиться к происходящему в вас, просто знайте, что главный критерий истины жизни - Уверенность... и больше ничего не нужно..