Происхождение
«Пиктская хроника» – это коллекция средневековых манускриптов, содержащих несколько списков пиктских королей, начинающихся II-I вв. до н.э. и продолжающихся до середины IX века. «Миф о возникновении пиктов» предшествует этим спискам. В мифе рассказывается о том, как отец пиктов Крихне прибыл из Скифии и правил на протяжении 100 лет. Крихне разделил землю на семь областей, назвав каждую из них по имени своих семи сыновей.
«Семь сыновей у Крихне,
Поэтому области называются Албан,
Кат, Ке, Кириг, воинственная земля
Фиб, Фидах, Фотла и Фортрен».
Эти семь королевств легко можно идентифицировать. Фиб- это Файф, Кат – Кайтнесс,Фотла – Атфодла, Фотренн – район Ментита и Стратерна. Кириг превратился в Магкирикин – «равнину Кирикина», в настоящее время Мирис. Название королевства Ке дошло до нас в топониме Беннахи в Абердиншире. Для королевства Фидах остается земля к северу от Морей-Ферта.
Эти районы тесно прилегают к историческим землям пиктов.
Можно предположить, что миф о возникновении пиктов представляет собой политическую пропаганду, предназначенную для объединения различных племен в единый народ, или обосновать легитимность правления королевской династии. Кельтская устная традиция довольно надежный источник, поэтому даже совершенно невероятные истории не следует отметать с порога, так как они часто находят подтверждение из других источников. Гилдас, бриттский монах VI в., сообщает, что волосатые и раздетые пикты прибыли с севера из-за моря на лодках-куррахах.
После ухода римлян пикты осели в Шотландии «в первый раз». Они «захватили всю северную часть земли до самого вала». Это однозначно указывает на то, что Гилдас считал пиктов пришельцами. Нений, другой британский монах, живший около 800 г., компилировала историю из старых летописей, попавших в его распоряжение. Он также сообщает, что пикты появились на Оркнейских островах, а затем двинулись на юг, покорив треть Британии.
Наиболее достоверный источник – Беда Достопочтенный, живший в Нортумбрии в конце VII в. – сообщает, что пикты прибыли на нескольких лодках, которых пригнал к берегам Британии шторм. Они высадились на севере Ирландии и попросили разрешения поселиться, но не получили земли, поэтому им пришлось пытать счастья на севере Британии:
«Пикты переправились в Британию и осели на севере острова, тогда как во владении у бриттов оставался юг острова. Не имея своих женщин, пикты попросили жен у ирландцев. Те согласились на предложение, но с условием, чтобы королевская династия велась по женской линии, а не по мужской. Этот обычай прижился и сохраняется у пиктов по сей день».
Некоторые полагают, что эта история придумана для того, чтобы оправдать захват шотландцами трона пиктов. Но это маловероятно, так как во времена Беды пикты как раз покорили шотландцев. Стоит также иметь в виду, что первые норвежские пираты, прибывшие к Оркнейским островам, острову Мэн и Западным островам, также были без женщин. Жен себе норвежцы взяли из числа местных жительниц. Армия Магнуса Величайшего, осевшая в Британии в конце IV века, также состояла из одних мужчин. Они перебили все мужское население, а женщинам отрезали языки, чтобы они «своим наречием не нарушали чистую речь». В свете этого, история пиктов представляется вполне вероятной. Возможно, что пикты получили женщин не совсем мирным способом. В старинной ирланской поэме «Дан Гирканаш» сообщается о том, как 300 ирландских женщин было похищено холостыми пиктами.
«Крихне, сын Кига, взял женщин у них.
Кроме Тея, жены Гермиона, сына Милева.
Никто не пытался добиться благосклонности
Благородных женщин для молодых мужчин.
Женщины были попросту украдены…»
Другие валлийские и ирландские версии этой истории добавляют к ней детали, но общая канва сюжета остается неизменной. Пикты были воинами, приплывшими из-за моря и осевшие на севере Ирландии. Они захватили женщин. При этом Крихне поклялся «небесами и землей, солнцем и луной, морем и сушей, дождем и стихиями, что навечно королевская династия будет вестись через женщин». Пикты были неумолимыми врагами бриттов, которых, в конце концов, покорили.
Эта история легла в основание мифа. Этот миф придал пиктам чувство единства, которое позволило им обрести силу.
Общество пиктов
Пикты не оставили письменных описаний своих жизней, истории, мифов и общественного устройства. Хотя археологические находки позволяют узнать о пиктах некоторые детали, без привлечения свидетельств со стороны других народов, населявших Британию, о жизни воинов-пиктов сказать можно крайне мало. К счастью, кельтская культура отличается значительным консерватизмом и единообразием. Например, в ирландском эпосе, этом «окне в Темные века», содержатся интересные сведения, поскольку ирландские герои часто посещали Альбу. Многие горские кланы ведут свою историю от пиктов. Известны поразительные параллели в социальной структуре горцев и валлийцев, что подтверждает близость шотландских горцев в культурном плане к пиктам, нежели к ирландцам.
Несмотря на всю атмосферу таинственности, пикты не жили в изоляции от остального мира. Вскоре после своего появления пикты установили тесные связи с ирландцами, скоттами, бриттами и англосаксами. Многое, что известно о пиктах, имеет свои аналоги у бриттов или ирландцев. Однако, есть и заметные различия.
Общество пиктов носило племенной или клановый характер, но в целом пикты отличались более высоким уровнем политической централизации, нежели их соседи. Народ пиктов жил в составе семи королевств, каждое из которых управлялось королем, позднее известным как toiseach, mormaer или «верховный управляющий». Каждый король имел избранного наследника (tannis), который одновременно исполнял обязанности заместителя короля или даже вице-короля, самостоятельно управляя отдельными регионами королевства. Например, правитель Оркнейских островов назывался в летописях subregulus.
Семеро королей подчинялись Верховным королям.
Один Верховный король правил северными пиктами, другой – южными. Под южными пиктами понимались жители королевств Атолл, Киркин, Файф и Фортренн, а под северными – жители Кайтнесса, Морея и Абердиншира. Отношения между северянами и южанами неясны, возможно, они чем-то напоминают отношения северных и южных ирландцев. Южные пикты считались старшей ветвью народа. Разделение на северян и южан имело четкие географические границы. Южане в целом исповедовали христианство, тогда как северяне оставались язычниками. Однако, списки королей пиктов показывают, что ситуация была более запутанной. Существовали периоды, когда правил один Верховный король, некоторые Верховные короли приходили к власти неоднократно, иногда вместе с соправителями.
Королям подчинялись племенные вожди, управлявшие своими семейными кланами. Все кельтские народы большое внимание уделяли своей генеалогии, пикты в этом отношении не представляли исключения.
Клан распадался на несколько семейств, объединенных наличием общих предков. Несколько связанных друг с другом кланов объединялись в племя или королевство. В отличие от раздробленного общества горцев, характерного для XVI-XVIII веков, кланы пиктов в военном отношении не имели самоуправления. Роль кланов ограничивалась социальной или правовой областями. За действия членов общины отвечала вся община. Даже по шотландским законам XII в. если кто-либо из клана совершал убийство, то весь клан должен был платить штраф в виде определенного числа голов скота.
На вершине клановой иерархии стол человек, называвшийся по-валлийски uchelwyr, а по-шотландски daoine uaisle. Предводитель клана принадлежал к тому же классу, что и подавляющее число пиктских воинов. Страбон сообщает, что отряды галльских воинов «все клялись в братстве друг другу».
В XVIII веке сэр Ивен Камерон из Лохиела хвастал тем, что в его клане «все джентльмены». Средний класс пиктов состоял из свободнорожденных людей, которые обычно занимались сельским хозяйством, а за оружие брались лишь в случае чрезвычайной необходимости. У валлийцев такие люди назывались theog или alltud, а у шотландцев – «арендаторами». Позднее, они образовали класс простолюдинов. В Ирландии и на Гебридах простолюдинам запрещалось иметь оружие. На дне общества находились рабы, которые играли заметную роль в хозяйстве пиктов. При пиктском дворе в Далриаде имелась служанка-рабыня, о чем свидетельствовал Колумба, посетивший двор. Беда Достопочтенный сообщает, что пикты захватывают в рабство жителей Нортумбрии, в Св. Партрик выражал Коротику свое неудовольствие в том, что тот продает христиан-ирландцев в рабство «злобным пиктам-отступникам».
Несколько в стороне от этой социальной пирамиды находился класс друидов. Друиды были не только жрецами. Некоторые из них действительно занимались отправление религиозных обрядов. Но в число друидов входила вся интеллектуальная элита пиктов: историки, законники, судьи, учителя, философы, поэты, композиторы, музыканты, астрономы, пророки, советники, ремесленники, кузнецы, и даже некоторые вожди и короли. После принятия пиктами христианства это сословие сохранилось, причем даже христианских священников часто называли друидами.