Колесо Сансары музыкального мира, как и всего искусства в целом, имеет само собой разумеющуюся тенденцию к вращению. Музыкальные вкусы общества — точки не на прямой, а именно на замкнутой линии истории. Иначе говоря, всё новое — хорошо забытое старое.
Данное заявление можно неоднократно подтвердить на многих примерах современных популярных треков: тут вам и неожиданные коллаборации, казалось бы, несовместимых артистов, и нестандартные жанру аккорды в купе с непривычным звукорядом, в ту же кучу и явно заимствованные из сторонних жанров музыкальные инструменты. Но обо всём этом поговорим как-нибудь в другой раз.
Сегодня же заострим внимание на том, как Уроборос конкретного жанра конкретной державы почти доел собственную голову, и можно ли это исправить.
Цой жил, Цой жив, Цой будет жить!
В данном тезисе и заключается, на мой взгляд, главная проблема русского рока как жанра. Некий фанатизм и остервенение идеалами былых лет одолевает современную рок-культуру по сей день. Сразу оговорюсь, нет никаких претензий к предпочтению музыки тех или иных лет, проблема кроется именно в возведении оной в культ. Именно с русским роком ассоциируются понятия "говнарь" и "обрыган", и, к превеликому сожалению, не безосновательно.
Всё дело, повторюсь, в обожествлении классического (хоть и порою спорного) костяка русского рока: Кино, Сектор Газа, Король и Шут, ДДТ и проч. и проч. Трабл кроется далеко не в самих группах, а именно в их самых ярых почитателях.
Данные довольно стереотипные персонажи буквально заполоняют собой всю рок-тусовку СНГ. Как правило, это самые громкие, самые видные "фэны" среди прочих. Именно они, во-первых, портят имидж жанра, а во-вторых, тормозят и без того ржавые ходули русского рока. Но каким образом? Как раз своим безоговорочным покаянием "святому" року.
Представляя львиную долю слушателей, так уж завелось, они диктуют правила и заказывают эту самую музыку. Отрицание иных жанров и направлений, угнетение молодых рок-команд, непринятие новых векторов творчества собственных любимцев, обвинения в продажности в сторону и тех, и других — всё это лишь малая часть палок, вставленных в колёса "любимого" ими жанра.
Перемен требуют наши сердца!
Точнее требовали. Стагнация и в некотором роде деградация — вот девизы современной волны русского рока.
С одной стороны мы имеем огромное множество хитов прошлых лет и, соответственно, уйму коллективов взращенных именно на них. Отсюда — повальное однообразие. Творчество многих современных групп — прямая калька (как в звуке, так и в посыле) первооткрывателей русского рока. Новый же материал старичков — самокопирование в чистом виде. За примером далеко идти не придётся — тот же крайний релиз Кипелова тому ярое подтверждение. Пипл хавает.
По другую сторону — молодая кровь жанра. Казалось бы, и звук отличается от классических блатных аккордов, и внедрение неких новых элементов проходит на ура. Однако зачастую подобные коллективы безоглядно ориентируются не пойми на что. Звук и не западный и не отечественный. Так в чём проблема? Отсутствие идеологии. Да, всё довольно банально.
Коллективы этого сорта волнует в точности то же, что и представителей поп-сцены, оттого отличить их бывает порой на удивление затруднительной задачей. Темы, посыл, техническое исполнение, даже имидж — всё слиплось в некий бесформенный аморфный ком невесть чего. Где же сама суть рок-музыки? Где вызов обществу, где протест, где вбросы и беспринципный нонконформизм? Вопрос довольно риторичен.
It's all about the money
Косвенно, но крайне тлетворно влияет на жанр и оговорённые выше обвинения в адрес "святого" рока в продажности. По неизвестным причинам образ жизни труЪ-рок-исполнителя в представлении тех самых "обрыганов" таков: пишет ноты и питается исключительно ими же.
В народе бытует мнение, что настоящая музыка должна писаться во имя искусства, а творец должен быть угрюм и голоден. Далеко не все понимают той простой мысли, что любой труд должен монетизироваться, а отдача от проделанной работы должна ощущаться как морально, так и материально. Довольно сложно с головой погружаться в творчество, если оная обречена постоянно обдумывать, на какие шиши оплачивать квартиру и заполнять желудок.
Тесно связан с этим убеждением и сам менталитет русского человека. Пока что нам тяжело признать необходимость платить за музыку любимых исполнителей, а также оказывать им финансовую поддержку в виде посещения концертов и скупки мерча.
Сюда же отнесём бестолковый продакшн и отсутствие продюсирования как такового в сфере русского рока. Большинство рок-записей от мала до велика пропитаны беспроглядным унынием, тоской и грешат явным отсутствием драйва (читай, самой сути рок-музыки). Те же треки, что бойко зазывают трясти патлатой башкой, увы и ах, зачастую звучат на уровне демо-записей гаражных панков.
Нельзя обойти стороной и грамотный маркетинг. Музыка — товар, и спорить с этим тезисом бесполезно. Любой товар необходимо грамотно преподнести своей целевой аудитории, да так, чтобы и представители соседней заинтересовались не меньше. Но что мы видим? Ничего. Ни интригующих пиар-компаний, ни ярких запоминающихся шоу на концертах, ни достойных радиоротаций, ни спонсорства восходящих команд, ни какого бы то ни было поиска молодых талантов — Ни-че-го.
Так жив ли Цой?
Нет, и никогда уже не будет. Однако это никоим образом не должно тормозить развитие всего, чему суждено произойти после него.
Музыка былых лет — лишь колодец, посредством которого стоит тонизировать вдохновение молодым музыкантам, и периодически освежать память рядовым слушателям. Кино, Би-2, Чайф, Сплин (нужное подчеркнуть, необходимое вставить) — бесспорно отличные коллективы с неповторимым характером и звуком, но никак и никогда не мессии и пастыри.
Придёт день, и искусственно созданные пороги вхождения в культуру треснут, устоявшиеся рамки жанра пошатнутся, а дяденьки с кэшом (да и сами граждане Сверхдержавы) поймут, что рок-музыка — то, что не просто имеет право на существование, но и вполне себе способно приносить неплохие деньги для одних, и неповторимые эмоции — для других.
The day that never comes
Отличный трек спорного альбома некой Металлики. Но к судьбе нашего бедолаги-рока данный заголовок, как мне кажется, отношения не имеет. День этот, по объективным причинам, не за горизонтом.
Дело не в слепом оптимизме. В последнее время всё чаще на эфиры как рок-, так и поп-станций врываются те или иные композиции молодых рок-исполнителей. Растёт и общий интерес к данной культуре в обществе.
На рок-сцену потихоньку, но достаточно амбициозно прорываются всё новые и новые исполнители: тут вам и уже небезызвестные Порнофильмы и Аффинаж, набирающие обороты Буерак и Grizzly Knows No Remorse, пробивающие окно в Европу Wildways и Motorama.
Приятно удивляет и факт внедрения в рок прочих жанров, до чего наконец добралась и наша сцена. Как бы сторонники православного рока не противились, русский реп довольно планомерно впивается своими тентаклями в непорочную плоть "святого" жанра. Тут вам и живые выступления в рок-аранжировках фаворитов репа: Скриптонит, Хаски и прочие. Тут вам и концерты вне своего реп-амплуа целиком и полностью в русле рок-саунда — тот же Pharaoh тому пример.
В общем и целом, положительных знамений куда больше. День тот обязательно придёт, остаётся лишь ждать и поддерживать всем, чем можем. Нового Цоя мы, конечно, не получим никогда, но это только к лучшему. Один новый и неповторимый артист ценнее сотни серых копий.