Положение проблемы молодежи в обществе и тенденции ее развития, а также ее проблемы для общества всегда имеет большой интерес и практическое значение, прежде всего потому, что молодежь эта сила , которая определяют будущее нации и существенное место среди других отношений молодежи к браку и семье как основной ячейке общества. Наша статья посвящена вопросам готовности к семейной жизни, современной молодежи. В большинстве регионов мира средний возраст вступления в брак повышается. В Казахстане по данным Комитета статистики МНЭ РК, в 2017 количество разводов среди молодежи в достигло высоких значений, на 100 заключенных браков пришлось 38 развода, т.е каждый третий брак распадается. Тем не менее, исследование ценностных ориентаций молодежи показывает, что семья остается основной ценностью для молодежи. При этом рассматривается как семья родителей, в которую они входят, так и их собственная будущая семья. При этом мужчины в Казахстане, по данным прошлых лет, чаще всего вступают в брак в среднем 27 лет, женщины – в 25 лет.
Социологи, педагог-психологи считают, что готовность к созданию семьи включает в себя социально-нравственную, мотивационную, психологическую, и педагогическую готовность:
1. Социально-нравственная готовность к семейной жизни предполагает гражданскую зрелость (обязательное среднее образование, профессия, уровень нравственного сознания, возраст), экономическую самостоятельность, здоровье.
Развитое нравственное сознание проявляется в понимании молодыми людьми социальной значимости семьи, в серьезном отношении к браку, выбору спутника жизни, в чувстве ответственности за создаваемую семью, в глубоком уважении к будущему супругу, представителям старшего поколения и другим членам семьи, в чуткости и такте общения с ними. Наиболее благоприятным с медицинской точки зрения возрастом вступления в брак для женщины является 20-22 года, для мужчины – 23-28 лет, т.к. организм мужчины достигает полной зрелости позже женского. Этот возраст благоприятен для рождения здоровых детей. К этому времени многими молодыми людьми приобретается профессия, появляется определенная экономическая самостоятельность.
2. Мотивационная готовность к семейной жизни включает в себя любовь как основной мотив создания семьи, готовность к самостоятельности, ответственность за создаваемую семью, готовность к рождению и воспитанию детей. Известно, что большинство людей создают семью по любви. Таких семей примерно 70-75%. Однако, называя "любовь" в качестве мотива брака, молодые люди, по-видимому, вкладывают в это слово разные содержания.Без сильного чувства, сердечного влечения, а по рассудку находят друг друга 15-20% молодоженов.
3. Психологическая готовность к созданию семьи предполагает наличие навыков общения с людьми, единство или схожесть взглядов на жизнь вообще и семейную в частности, умение создать морально-психологический климат в семье. Семейная жизнь требует от человека сформированных волевых качеств: умение управлять собой, целеустремленность, самостоятельность, решительность, настойчивость, выдержка и самообладание, самодисциплина.
4. Педагогическая готовность к созданию семьи включает в себя наличие необходимых педагогических знаний, умений и навыков, хозяйственно-экономические умения и навыки в домашнем быту.
Педагогическая грамотность юношей и девушек, вступающих в семейную жизнь, предполагает знания закономерностей развития детей и их воспитания, умение передавать свой жизненный опыт детям, приучать их к хозяйственным делам.
Таким образом, подготовка молодежи к семейной жизни, формирование адекватных представлений о семье и браке в условиях существующей серьезной ситуации в сфере демографии является серьезной общегосударственной задачей.