Немного подробнее расскажу про свои отношения с архитектурой. В последнее время мне все чаще встречаются люди, которые закончили курсы дизайнеров или просто участвовали в таком количестве строек, что начали видеть, что хорошо, а что плохо - и все они так или иначе дают советы по оформлению интерьера. Некоторые даже за большие деньги.
Про "крутых дизайнеров" я могу рассказывать бесконечно, но в целом люди, которые каким-то образом связались с ремонтами, действительно могут толково про это рассказать. Далеко не всегда и далеко не все, но в конечном счете я правда вижу, что практика - это лучший учитель.
Тем удивительнее, что некоторые заказчики, с которыми я работал, крайне серьезно спрашивали, есть ли у меня архитектурное образование. И оно у меня есть - но как это влияет на те квартиры в портфолио, что я вам минуту назад показал? Их ведь сделал я, а не мой диплом.
Среди сегодняшних архитекторов работа дизайнером интерьеров считается чем-то... не низким, нет. Просто все видят это как какую-то вспомогательную деятельность. Как будто настоящий архитектор должен полжизни рисовать болтики и узлы в огромном проектном бюро, где разрабатывают многоквартирные дома, в надежде однажды построить "свое здание". А если он идет другой дорогой, то у него не сложилась карьера, и все, чем он занят - это сублимация своих комплексов.
Я, конечно, считаю, что это полная чушь. Настоящие архитекторы, конечно, считают, что я так сублимирую. Все остаются при своих.
Это не отменяет одного простого факта: стать архитектором чертовски сложно. Сначала сложно стать "дипломированным архитектором", а потом еще сложнее стать "архитектором настоящим". Нужно прочесть тысячи книг; совершить миллионы ошибок; годами спать по несколько часов в сутки, пытаясь успеть за нечеловеческими сроками; и много раз доказывать, что творец, а не ремесленник - прежде всего самому себе. Тут можете мне поверить и даже не сомневаться - люди, занимающиеся крупным строительством, прошли огромный путь, и они имеют полное право быть чуть-чуть высокомерными по отношению к тем, кто "расставляет диванчики и горшки с цветами".
И если ты, мой юный друг, все еще думаешь "А не стать ли мне архитектором?", то лучше всего то, что тебя ждет описывает следующая история. Рассказала мне ее одна старшая коллега в небольшом интерьерном бюро, где я много лет назад стажировался за бутерброды и кофе. Женщина с колоссальным жизненным и профессиональным опытом, она закончила университет еще в те времена, когда архитекторы делали все руками, а компьютеры занимали целую комнату.
В то время существовало такое понятие, как "архитектурный раб". Рабами становились студенты младших курсов, которых старшие приглашали обвести тушью чертежи в дипломном проекте. Это была очень почетная роль - чтобы стать рабом, ты должен был уметь безупречно чертить, обладать вкусом и чувством композиции. Более того, это был единственный способ получить опыт работы над таким большим проектом (если что, диплом представляет из себя единое огромное полотно в 10-12 м2 чертежей).
И вот моя коллега была рабом у одной девочки, проектировавшей многоквартирный дом. Какими-то особыми талантами девочка не блистала, поэтому с проектом сильно мучилась, многократно переделывала, сильно переживала и волновалась. В последние дни работы над проектом все участники почти не спали уже несколько недель, сроки поджимали, напряжение росло. И вот, когда все чертежи были готовы и обведены, оставался последний шаг: стереть карандашные наброски под тушью. Это дипломница должна была сделать сама - чтобы лично проверить каждую линию, каждый штрих и условное обозначение.
Она аккуратно стерла все карандашные линии на чертеже фасада, а после взяла канцелярский нож, металлическую линейку и начала аккуратно делать прорези на окнах. Разрез сверху, разрез снизу и вертикальный разрез посередине - вот и готовы створки. Затем она их распахивала, обнажая деревянную доску под листом, улыбалась - и переходила к следующему окну.
Приехавшая скорая диагностировала нервный срыв и увезла девочку в лечебницу, из которой, насколько знала моя знакомая, вышла она очень и очень нескоро. Больше заниматься архитектурой ей не очень хотелось.