С того дня как я влился в героические ряды менеджеров по продажам, первое, на что обратил внимание – это непривычные для моего неискушенного в продажах слуха, речевые обороты. Прошло уже много лет с тех пор, а я до сих пор не могу их принять. Вот взять, к примеру, заезженную фразу «я тебя услышал». Я считаю, что многие слишком ей злоупотребляют и вставляют где надо и где не следует. Например, обращаюсь я в отдел логистики с просьбой найти мне машину на пятницу на доставку 20 тонн металлопроката в Новороссийск, а в ответ слышу от логиста: – я тебя услышала. Ну еще бы ты меня не услышала! Я не тихо разговариваю. Но к чему этот излишний пафос? Мне вполне достаточно в ответ простое - «хорошо» или «поищу». В крайнем случае «ага». А то, можно подумать, что я не транспорт заказывал, а душу изливал и наконец-таки хоть кем-то был услышан. Или бывает клиент по телефону запрашивает цену, а в ответ говорит — я вас услышал. Сколько раз уже такое было. Господа, ну ни к селу ни к городу тут эта фраза. Уж лучше сухое «спасибо», в котором по интонации мне сразу станет понятно, что до меня вам где-то предложили дешевле. Вот тогда уже я вас услышу и среагирую на отсутствие радости от предложенной цены. И, быть может, поторгуюсь и даже уступлю в цене. А то после такой фразы как мне вас понять, дорогие покупатели? Устраивает цена или нет? Эврика! Вот сейчас писал статью и сам допер, это же конкуренты мониторили цены и этой фразой спалились, что они не простые обыватели, а такие же продажники, как и я.
А фраза «я тебя услышал» должна применяться в следующий случаях. Первый, это когда существует вероятность что человек действительно мог не услышать, например, шумно или плохая связь по телефону. И тогда, опережая вопрос, услышал ли я собеседника, я подтверждаю, что услышал. И второй вариант, это когда человек вкладывает в свою речь скрытый подтекст, то есть говорит одно, а подразумевает что-то еще, в расчете на то что его собеседник поймет намек. Например, когда жена рассказывает мужу о том, что у подружек на работе у всех уже новые сотовые телефоны, а он ей в ответ: «я тебя услышал». То есть муж дает понять, что не просто услышал тот факт, что у кого-то новые телефоны, но и согласен с тем, что жене тоже надо купить мобилу поновее.
Но еще больше меня раздражают умники, которые вместо того, чтобы спросить нормально, по-русски: «по чем товар?», с умным видом вопрошают — «а какая у вас ценовая политика». Да чтоб вас всех забрали в маркетологи! Купить подешевле и продать подороже — вот наша ценовая политика. И не только наша, но и любого нормального торгаша. Одно время эти ценители делового сленга поперли через одного. Душа поэта не выдержала, и я заготовил специальную речь для очередного такого покупателя. И вот состоялся этот долгожданный разговор. Началось все стандартно. — Алло. Поликарбонат продаете? А какая у вас ценовая политика? А я ему на полном серьезе и отвечаю.
— На сегодняшний день на рынке сотового поликарбоната сложилась следующая конъюнктура. В нашей стране существует один единственный производитель гранулята поликарбоната — это завод «Казаньоргсинтез». Девяносто процентов сырья заводы, изготавливающие листы поликарбоната, закупают на нем, поскольку импортное сырье того же завода «Сабик» в нашей стране крайне мало. Да и после последнего роста курса валюты его попросту стало невыгодно завозить. Кроме того, все осложняется тем, что с начала этого года китайцы увеличили долю экспорта этого сырья из России, что сыграло свою негативную роль на внутреннем рынке, поскольку они готовы платить дороже чем внутренний потребитель. В этих условиях монополизированного рынка Казанский завод манипулирует ценами как ему вздумается, и все остальные заводы вынуждены менять цены на готовую продукцию следом за ним. Ну а мы, как дилеры автоматически реагируем на повышение цен на заводах и также поднимаем свои цены. Такая вот наша ценовая политика. Я ответил на Ваш вопрос?
— Да нет, цены у вас какие?
— А, так вы про цены спрашивали, так бы сразу и сказали, а то я уж и взаправду подумал что вас интересует наша ценовая политика. А цены у нас самые лучшие. Найдете дешевле — вернем 110% от разницы? И надо заметить, что клиент был удовлетворен ответом о нашей ценовой политике и таки купил у нас поликарбонат.