Краткая история эксплуатейшна. Постапокалипсис по-итальянски
Никто не умеет так удачно капитализировать успех популярных фильмов и жанров, как итальянцы. В пятидесятые спросом пользовались псевдоисторические эпики – итальянцы придумывают пеплум, к середине шестидесятых у американского вестерна открывается второе ревизионистское дыхание – держите спагетти-вестерн, «Грязная дюжина» сорвала банк – макаронный военный боевик начинает шествие по кинотеатрам мира, началась сексуальная революция и отменили кодекс Хейса – самое время для джалло и секс-комедий по-итальянски, вышел «Конан Варвар» – почему бы не поснимать героическое фэнтези. На каждого Джорджа Ромеро у итальянцев всегда находился свой Лучио Фульчи.
На фоне более востребованных жанров итальянского эксплуатационного кино несколько теряется волна постапокалиптических боевиков категории «Б», которые в начале-середине восьмидесятых ваяли матерые жанровые постановщики от Энцо Дж Кастеллари до Серджо Мартино. Впрочем, последнее неудивительно: история сохранила всего около полутора десятков итальянских клонов «Безумного Макса» и «Побега из Нью-Йорка. Несмотря на глубокую вторичность и техническую беспомощность, эти фильмы не лишены обаяния эпохи, что не позволяет отправить этот «киномусор» на свалку истории.
5 вариаций на тему “Побега безумного Макса из Нью-Йорка”
1990: Воины Бронкса (1990: I guerrieri del Bronx) 1982, режиссёр – Энцо Дж. Кастеллари. Удачный клон «Побега из Нью-Йорка» со звездой блэкэксплуатейшна Фредом Уильямсоном в одной из главных ролей. Актёры играть не умеют, сценарий на грани плагиата, декорации напоминают мусорную свалку (хотя, почему напоминают?), но энергичная режиссура Кастеллари заскучать не даёт.
2019: После падения Нью-Йорка (2019 - Dopo la caduta di New York) 1983, режиссёр – Серджо Мартино. Винегрет из постапокалиптики «Безумного Макса», героического фэнтези а-ля «Конан-Варвар» и даже «Звездных войн». Главного героя зовут Парсифаль, и по ходу фильма громкое имя ему придётся оправдывать.
Побег из Бронкса (Fuga dal Bronx) 1983, режиссёр – Энцо Дж. Кастеллари. Сиквел «Воинов Бронкса». Главный герой, которого всё ещё зовут Трэш, с самоиронией у создателей фильма было всё в порядке, на этот раз противостоит «злобной транснациональной корпорации». Постапокалипсис – не киберпанк, но почему собственно не ввести в сюжет злонамеренную корпорацию?
Воины 2072 (I guerrieri dell'anno 2072) 1984, режиссёр – Лучио Фульчи. Фульчи отвлёкся от съёмок хоррора, чтобы снять клон фильма «Роллербол» Нормана Джуисона. Про зомби получалось гораздо лучше.
Крысы: Ночь ужаса (Rats - Notte di terrore) 1984, режиссёры – Бруно Маттеи, Клаудио Фрагассо. Известный итальянский трэшмейкер и порнограф Бруно Маттеи снимает постапокалиптический хоррор на волне интереса почтенной публики к крысам-мутантам из вышедшей двумя годами ранее голливудской экранизации романа Джеймса Херберта.
Итальянское эксплуатационное кино темой постапокалипсиса не исчерпывается. Если вам интересны другие статьи по теме, рекомендую подписаться на канал или добавить его в закладки браузера. Обновления будут выходить регулярно.