Найти тему

Уроки психологии в школах: рука помощи или тщетные попытки изменить поколение Z?

Оглавление

«О гигиене полости рта, и какая паста лучше, нам каждый день говорят. А о том, что нам делать, как жить, чтобы не навредить своей психике, нам не рассказывают», - еще в 2010 году так говорил Зураб Кекелидзе, исполняющий обязанности директора Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии им. Сербского, заявляя о необходимости ввести всеобщее психологическое образование. Спустя восемь лет эта тема получила новый виток в своем развитии.

В конце ХХ века в США в штате Колорадо произошло массовое убийство в школе «Колумбайн». Террористами оказались два ученика старших классов Эрик Харрис и Дилан Клиболд. Нападавшие ранили 36 человек, из которых 13 – смертельно, после чего застрелились сами. Причинами такой агрессии у школьников, по официальным данным, стали видеоигра «Doom», влияние таких рок-групп, как Rammstein и Marilyn Manson, употребление психотропных препаратов – антидепрессантов одним (Харрисом) и противостояние травле со стороны одноклассников другого (Клиболда).

Бойня, организованная двумя подростками в апреле 1999 года, была далеко не первой вспышкой насилия в учебных заведениях, однако именно она стала поп-культурным феноменом, отсылки к которому раз за разом всплывают при расследовании похожих инцидентов. А само слово «Колумбайн» стало нарицательным, означающим расправу над одноклассниками и учителями.

Пост Михаила Пивнева в Instagram
Пост Михаила Пивнева в Instagram

«Я пришел сюда, чтобы сдохнуть. Я ждал этого три года.» - с такими словами 5 сентября 2017 года 15-летний ученик ивантеевской школы №1, Михаил Пивнев, зарегистрированный в социальных сетях под псевдонимом Майк Клиболд, ворвался в кабинет информатики и нанес тяжкие телесные повреждения учительнице, Людмиле Калмыковой. «Колумбайн в Ивантеевке» завершился несколькими пострадавшими и задержанием подростка. Клипы с упоминанием трагедии в США вдохновили двух подростков из Перми на похожие действия. 15 января 2018 года они ворвались на урок труда к преподавателю Шагулиной Наталье Васильевне и начали наносить ножевые ранения при учениках 4 класса, некоторые из которых также были ранены при попытке бегства. «Пермский Колумбайн» насчитывает 15 пострадавших. Тяжелые ранения были нанесены учителю русского языка и ученикам 7-го класса в ходе «бурятского Колумбайна», произошедшего 19 января 2018 года в городе Улан-Удэ. Трагедия произошла и в республике Башкортостан, в городе Стерлитамак 18 апреля 2018 года. Сторонник фашизма, нацизма и «Колумбайна» нанес ножевые ранения 2 одноклассницам и учительнице информатики, после чего осуществил поджег кабинета и попытался убить себя. Артем учился в коррекционном классе, вследствие чего неоднократно подвергался издевательствам.

-3

Каждый из этих последователей из числа так называемых колумбайнеров пытался инсценировать действия Харриса и Клиболда, подражая им во всем, включая выбор одежды. Участившиеся случаи подобных терактов говорят о том, что подростки подвержены влиянию со стороны сверстников, они чаще всего не способны самостоятельно справиться с депрессией, не умеют дискутировать, не знают, как избегать конфликтные ситуации и как вести себя в подобных случаях. Именно поэтому все чаще ранее министерство образования и науки, а теперь министерство просвещения поднимает вопрос о необходимости ввести уроки психологии в школах. Но как он будет преподаваться? И так ли нужен школьникам?

-4

Если вести психологию как естественно-научную дисциплину, т.е. изучать свойства нервной системы, экспериментировать с порогами ощущения/типами запоминания/объемом внимания, то вопрос о необходимости получения учениками таких знаний некорректен. Если же взять пример с гуманитарных дисциплин, и построить уроки следующим образом: говорить о манипуляторах и актуализаторах, интровертах и экстравертах, рационалистах и интуитивистах, действующих по законам жанров мышления, эмоций, деятельности и коммуникации, - то выше поставленные вопросы все также остаются без ответа.

Урок психологии нужен только тогда, когда он необходим самому ученику для решения его собственных проблем.

Иными словами, неправильно вводить подобную дисциплину с определенной программой, определенным количеством часов, отметками и проверочными работами. Темы занятий должны задаваться самими школьниками, содержание курса - отвечать запросам реальной жизни ребят, психологическая информация – быть не абстрактно научной, а житейски важной, но при этом научно обоснованной. Уроки психологии, если таковым все же быть в школах, должны стать толчком к процессам самосознания, самопознания, самосовершенствования школьников; должны стать не только отражением мира, но и отражением мира ученика, его отношения к миру, его поведения сейчас и в будущем. Иначе массовые убийства с участием школьников, самоубийства из-за экзаменов и плохих отметок или буллинга со стороны сверстников, участие в таких играх, как «Синий кит», будут продолжаться.