Найти тему
Цех

«Зачем вузы, непонятно»: 3 истории о среднем профессиональном образовании

Оглавление

Колледжи, техникумы и училища сегодня — уже не устаревшие советские ПТУ, как считают многие. Система среднего профессионального образования может дать ряд преимуществ, которых нет у выпускников вузов. ЧТД поговорил об этом с тремя выпускниками колледжей и училищ.

Что такое СПО

Среднее профессиональное образование (СПО) — так мы называем колледжи, техникумы и училища. Среднее — потому что для поступления туда достаточно закончить 9 классов. Профессиональное — потому что каждое направление связано с получением профессии в определенной сфере и выпускники сразу могут идти работать.

Почти все профессиональные училища (известные всем с советских времен ПТУ) сегодня обладают статусом колледжей или техникумов. Это произошло после выхода нового закона «Об образовании» в 2013 году.

Колледжи отличаются от техникумов длительностью обучения и обстоятельностью подготовки. В техникумах учатся 3, реже 2 года, в колледжах — 4. Студенты техникумов проходят программы профессионального образования базовой подготовки, а колледжей — базовой и углубленной.

Принято считать, что колледжи отличаются от техникумов большей «гуманитарной» направленностью, а также системой обучения, которая ближе к университетской.

Однако сейчас эти границы стираются: многие колледжи существуют автономно, и обучают в них самым разным дисциплинам.

Училища в системе СПО сохранили четкую направленность: чаще всего это военные, духовные, музыкальные, хореографические, театральные или художественные учебные заведения. Колледжи и техникумы предоставляют студентам более широкий выбор профессий. В училища же идут те, кто уже определился со своим призванием.

Кто может поступить?

Чтобы получить среднее профессиональное образование, необходимо закончить 9 классов школы. Но это не значит, что туда не может поступить человек после 11 классов, отслуживший в армии или закончивший вуз.

Каждый гражданин России имеет право на бесплатное среднее профессиональное образование в любом возрасте.

Правда, теперь у поступающего попросят сертификат ОГЭ — основного государственного экзамена, который сдают все девятиклассники. Математику и русский нужно сдавать обязательно, еще два предмета — на выбор. В некоторых учебных заведениях также необходимо сдавать дополнительные вступительные испытания, связанные с профессиональным направлением. Например, в хореографическом училище это будет танец, в музыкальном — пьеса, а в театральном — чтение стихов или отрывков из пьес.

Куда потом?

Год назад профессиональное развитие сильно зависело от пола и возраста студента, так как юношам после 18 лет, которые учились в системе СПО, не предоставлялась отсрочка от армии. Однако в 2017 году ситуация изменилась.

Теперь любые студенты колледжей или техникумов освобождены от призыва до конца обучения.

В целом среднее профессиональное образование дает право работать сразу после выпуска. Те, кто хотят продолжить учебу, могут поступить уже в высшие учебные заведения. Если такой студент продолжает обучение в той же профессиональной области, то ему не нужно сдавать ЕГЭ. Если же хочется сменить профиль, то конкурс будет общим для всех выпускников.

Студентам колледжей, входящих в состав вузов, иногда засчитывают часть экзаменов и зачисляют на старший курс. Но каждый вуз решает такие вопросы индивидуально.

В чем преимущества СПО?

Во-первых, не надо заканчивать старшие классы, сдавать ЕГЭ или лихорадочно определяться с выбором вуза после 11 класса. Во-вторых, есть профессии, которым учат только в колледжах и техникумах, причем многие из них достаточно редкие и хорошо оплачиваемые. Среди них, например, кинолог, ювелир, автомеханик, реставратор, гример, флорист, машинист, повар-кондитер и другие.

Если подросток определился с тем, чем он хочет заниматься, или решил продолжить семейную традицию, то колледж или техникум будут удачным решением. Кроме того, система СПО дает возможность раньше начать работать и стать финансово независимым.

Полина, 26 лет. Выпускница музыкального училища

«Я с детства была способным ребенком, участвовала в различных конкурсах. Как-то так сложилось, что в силу характера меня мало что интересовало, кроме музыки. Да и мама музыкант. В материальном плане нам было непросто, и после 9 класса я поступила в музыкальное училище, в котором в свое время училась мама.

Поступить 10 лет назад было несложно. Родившихся в 1992 году было немного. Брали всех. И талантливых, и никаких.

Вакантных мест в моей группе было десять — десять учеников и набралось (а ведь во времена СССР был ежегодный конкурс чуть ли не десять человек на одно место). Мне было важно, что не надо было сдавать никакую математику, никаких точных наук.

Работали в то время (да и сейчас) педагоги, которые и сами были звездами в профессии, и учили звезд в прошлом, когда был ажиотаж вокруг профессии музыканта.

Музыкальное училище дало все необходимые знания о профессии, все навыки. Нас действительно учили. И заставляли учиться. Но при этом нас не любили. Мы считались „тупыми“ в сравнении с учащимися прошлых лет. 

В связи с тем, что в последние годы брали всех, ежегодно из училища выходит куча абсолютно неграмотных педагогов по музыке. Ну то есть на инструменте вроде играют, или поют, но пишут с ошибками (а ведь им нужно писать детям задание в дневники).

В общем, молодые музыканты сейчас, выпускники музыкальных училищ и колледжей — это не интеллигенция, а скорее те, кто преследовал цель записаться в интеллигенцию».

Борис, 25 лет. Выпускник строительного колледжа

«После 9 классов я хотел поступить в летное училище, но там была своя школа-интернат. Тех, кто в ней учился, зачисляли автоматически. Когда мы приехали с отцом, он посмотрел на все это безобразие и сказал, что летчиком мне не быть.

Поступить в колледж раньше было сложно, но моя специальность — программирование — платная. Поэтому конкурс был небольшой. А вот на строителя, архитектора, электрика поступали чуть ли не 5 человек на место.

Раньше, когда я учился, были опытные мужики-преподаватели (по крайней мере, хотя бы один) именно по профилю. Были лютые спецы по математике, физике, химии, биологии: если ты прогуливал пару, это крах. Но если ходишь, никаких проблем не будет. Объясняли с самых азов, два плюс два равно четыре, но многие и этого не могли понять.

После третьего курса меня взяли на работу в компьютерный центр в колледже, и я фактически не учился. Если бы не пошел работать, сейчас был бы на уровне пенька.

И раньше, и сейчас все упирается в оснащение, оборудование. Сейчас в моем колледже компьютеры десятилетней давности, все с этим плачевно. Но мы не профильная дисциплина. Для профильников (строители, архитекторы) и оборудование делают, и площадки. Там все на уровне.

Большой плюс среднего профессионального образования — ты все равно больше практических знаний получаешь, чем в университете. Особенно по техническим дисциплинам.

Я сейчас учусь в вузе на заочном. Отучился на бакалавра, сейчас на магистра и дальше в аспирантуру пойду. Цели высшего образования я в принципе не знаю. Сфера IT — это чисто по приколу. Когда приходишь на собеседование, спрашивают не диплом, а твои знания. Буквально три вопроса, и специалист уже понимает, что ты из себя представляешь».

Инна, 26 лет. Выпускница математического колледжа при НИЯУ МИФИ

«В колледж я пошла по трем причинам. Мы переезжали из другого города, и после 9 класса не очень хотелось на два года идти в новую школу.

Чтобы идти сразу после школы в вуз, нужно было сдавать ЕГЭ, на подготовку к которому у моей семьи тогда попросту не было денег. А в Москве цены лютые.

А после колледжа я могла поступить в вуз без ЕГЭ, что и сделала. Я училась на направлении „Налоги и налогообложение“. Была недовольна, потому что все слишком теоретизировано, крайне мало практических задач. Программа обучения старая, и в жизни ничего не применишь. Лучше бы пошла на заочку и работать. Бакалавриат — отвратная система, слишком сжато. В итоге я работаю в рекламе. Этому делу обучилась за 4 месяца».