- Катя, Катюша! Горим! Падаем! – закричала Зойка теребя ее за плечо.
«Знаю, моя хорошая! Катапультируйся!» Катерина попыталась выравнить «кукурузник», но верхушки деревьев неумолимо приближались. «Неужели Зоя не успела? Подвела майора! А он так ждал..» - последнее, что мелькнуло в ее голове, самолет ударившись об сосну, кувыркнулся и срезая молодую посадку берез глухо ударился на землю…
...
Марину как от реального удара подбросило от кровати. Она тяжело дыша открыла глаза, и огляделась вокруг. Нет, дома, электронные часы на тумбочке показывали пол-второго ночи, Максима рядом нет. Что за сны? Преследуют практически с самого детства. Та война, что снится ей ночами, победно закончилась больше 70 лет назад. Завернувшись в покрывало, она устало поплелась на кухню. Максим еще не ложился, в наушниках, уткнувшись в ноутбук, напряженно водит «мышкой» и тихо ругался. «Танчики играет» - догадалась Марина. Максим тоже ее заметил, сдвинул с правого уха наушник.
-Что, Кудряш, не спится?
-Да водички пришла попить, - немного помолчав, Марина спросила – Макс, а ты веришь в переселение душ?
-как у индусов? Типа в следующей жизни станешь баобабом?
- не совсем… Что человек каждый раз перерождается другим человеком. Вот возможно ты в прошлой жизни был английской герцогиней, ну или – Марина с неприязнью взглянула на монитор ноутбука – танкистом вермахта.
- Хм, странные у тебя мысли… а, черт - подбили! – Максим в сердцах захлопнул крышку ноутбука
- Да знаешь, снятся мне сны. С самого детства снятся. Что я летчица, времен Великой Отечественной и зовут меня Катя… Екатерина Полова. И самолет мой подбит…над Беларусью. А я там никогда не была, а селенья четко вижу. И знаешь, так тяжело на душе, что я какое –то боевое задание не выполнила
- Знаешь, моя бабушки, что с Смоленщины, ветеран войны, между прочим летчица… А сны твои, так это ты фильм про войну в детстве посмотрела, впечатлилась.
- Слушай Макс, а давай бабушку твою навестим! – неожиданно предложила Марина, сердцем чувствовала, что ей туда надо - Я же с ней даже незнакома.
-Пошли спать! А насчет «бабушку навестить» еще посмотрим. Хотя не мешало бы, ей уже за 90 перевалило…
…
Катерина привычным жестом поправила ремень планшетку и взглянула на майора Конюхова.
- Это задание очень важное, через три дня наступление, и командованию срочно нужны все сведения о расположении и количестве боевой техники противника. Ночи сейчас светлые – это и плюс и минус. Поэтому летим быстро, запоминаем, по возможности записываем, в драки не вступаем! Вам все понятно, старший лейтенант Полова?
Так точно! – отрапортавала Екатерина, где-то за спиной послышался зойкин смешок.
- Вы берегите себя девчата – голос командира смягчился, - но поймите, от вашего успеха возможно зависит успех всей наступательной операции на этом участке. И просьба личная - мои родные места будем освобождать.
Их У-2 уже летел с задания, Катя радовалась, что фрицы и чухнутся не успели, а они уже облетели все, что надо. У Зойки память фотографическая, махом все запоминает, и карту местности и количество, в этом задании главное она и ее память. Немного осталось до расположения отряда, как сзади что-то ухнуло. «Мессер!» -закричала Зойка. «В драку не вступаем» - послышался в голове голос майора. Значит надо уходить!
- Зоя! – крикнула она подруге – мы от своих недалеко, если что прыгай, катапультируйся! Твои сведенья очень важны, я же майору обещала!
- А ты?
-А что я? Бог не выдаст, свинья не съест!
- Горим! Катюша, горим!
-Прыгай! Я кому сказала?!
Удар. И последние мысли. Успела ли Зоя, спаслась ли? Подвела майора…
…
Марина резко открыла глаза. Сон, всего лишь сон… Но почему так тревожно, как будто реально это задание так важно для нее? За окном номера гостиницы светало, вчера весь день провели в прогулках по Смоленску, через несколько часов выезжать, бабушка Макса жила за 200 км от областного центра, в деревне со смешным названием Крючки.
Уже ближе к обеду были в деревне, Максим привычно шел вперед, к небольшому деревянному дому с мансардой, в саду все было белым-бело от цветущих яблонь.
-Мое родовое именье! - гордо провозгласил молодой человек, и толкнул входную дверь.
Дома было тихо, только слышно как тикают часы. На двери шкафа, на плечиках висел пиджак усыпанный медалями.
- Бабушкин! А дедов, после его смерти, она отдала в школьный музей. Так что семья у меня боевая! – Макс улыбнулся.
- А это Максим, почти каждая семья в нашей стране такая – послышалось за спиной. Марина резко повернулась, перед ними стояла невысокая старушка, в накинутом на голову узорчатом платке. Бабушка обняла внука, и взглянув на Марину, вдруг качнулась и прошептала «Катюша!»
- Да нет, же бабушка – это Марина! А это моя бабушка Зоя Васильевна! Та самая, что в детстве закормила меня своими фирменными пирожками с грибами…
Но Марина уже не слушала, она смотрела на пожелтевшую фотографию на стене, где около самолета стояли две девушки, в той что повыше она узнала себя, только прическа другая, да и форма военная…
- Это я. И моя подруга Екатерина Полова. Год до Победы не дожила, погибла в мае 1944 года, в Беларусии…
Марина взглянула на бабушку Максима. Зоя Васильевна… Зойка! Значит она успела прыгнуть, выжила! Значит задание было выполнено, значит помогли своим! Она обняла старушку и разрыдалась.