Обзор фильма "Фанатка" (Girl, 1998).
Режиссёр: Джонатан Кан
Этот фильм уже стал культовым в определенных кругах. Судите сами - все действие происходит в Портланде, городе рока, и музыки в фильме больше, чем чего-либо еще. Нельзя не заметить гигантское количество актрис, занятых в нем, каждая из которых уже успела оставить свой след в подростковом кинематографе.
Ну и, конечно, собственно сам фильм, речь в котором идет о больной теме всех тинейджеров мира - взрослении и переоценке ценностей по мере созревания. Есть, впрочем, у культовых фильмов и своя беда - они настолько сконцентрированы на чем-то одном, что в остальном у них просто дыра на дыре и дырой погоняет. Так же и "Девушка", подробно и скрупулезно описывающая переживания главной героини, но забывающая о совершенно банальных вещах, которые просто необходимо соблюдать, чтобы фильм выглядел фильмом.
Во-первых, конечно, это элементарная логика, без которой в наше время трудновато. Логичным поведение героев в этом фильме назвать трудно, и вызвано это скорее всего тем, что в одном персонаже авторы пытались воплотить общую картину современной девушки-подростка, со всеми ее "закидонами" и желаниями, не учитывая при этом того, что для одного конкретного человека, которым и является Андреа Марр, этого очевидно слишком много.
Поступки ее местами нелогичны, а временами откровенно непонятны, но прущий вперед подобно локомотиву фильм даже не останавливается, чтобы оглянувшись, окинуть взглядом сделанное, предпочитая заглушить внимание еще одним подобным поворотом сюжета, чем расхлебывать и выправлять последствия предыдущего.
К тому же, пренебрежение некоторыми героями, из которых делают просто надувных кукол, призванных лишь для оттенения главного персонажа, а также элементарной логикой (о самоубийстве друга Андреа говорит другой ее друг на выпускном балу - это ли не странно? Неужели она, живя в небольшом городке, не могла узнать об этом как-то пораньше?).
Тем не менее, атмосфера в фильме присутствует - ее-то создатели воссоздали просто на пять. Прокуренные маленькие клубы, ореол непризнанного гения, витающий над головой Шона Патрика Флэнери, хорошие песни про проблемных детей, положенные на вполне приличную рок-музыку - все это работает очень слаженно и отточенно. Комментарии Андреа, идущие за кадром, были определенно правильным решением, а сама Доминик Суэйн как нельзя лучше подходит на главную роль.
Чаще всего, смотря на нее, мне почему-то вспоминался музыкальный видеоклип "Lullaby", где она играла главную роль девушки, влюбленной в парня своей подруги. На протяжение всего фильма не покидало ощущение, что "Девушка" - это так сказать, "расширенная версия" именно этого видео, очень похоже по настроению и художественному исполнению. Немного странное чувство, но тем не менее, это совсем не так плохо, как может показаться.
Даже не знаю, что сказать про остальных актеров. Сыграть что-то им не представляется здесь возможным - все девушки, играющие подруг главной героини (Сельма Блэр, Саммер Феникс, Тара Рейд) здесь просто стереотипы, которых уже наснимали выше крыши "те, кто был здесь до нас". Лучшая подруга, отдалившаяся после смены приоритетов, новая подруга, подруга-кумир - все это уже было и сыграно на таком же уровне, немного лениво и подторможенно. То же самое можно сказать и про мужскую часть каста - просто обои, которые иногда надо менять, чтобы в кадре создавалась иллюзия движения.
Подводя итог, могу сказать, что я не удивлюсь, если через десять лет этот фильм еще будет кто-то помнить - он действительно может запасть в душу надолго, если попадется вам под соответствующее настроение. Он не то, чтобы плох, он просто не для всех. Не в том смысле, что кто-то чего-то не поймет, а в том, что кто-то возможно увидит в нем что-то свое, что сделает "Девушку" для него одним из самых светлых воспоминаний.