Найти тему

Как спасти ребенка от неуспеваемости и пропусков школы

Сегодня свою статью я хочу посвятить такому явлению - как нежелание детей учиться.С этой проблемой социальные педагоги школ сталкиваются постоянно. Но нежелание учиться может проявляться у разных детей по - разному: одни не хотят ходить в школу, не хотят учиться, но все же продолжают обучение через нежелание, применяя волевые усилия и поддерживают уровень своего обучения таким образом, что являются даже "хорошистами" или имеют эпизодические тройки. У других детей нежелание учиться проявляется более явно: дети не выполняют домашние задания, отказываются выполнять некоторые задания на уроке, но все же, преодолевая лень, хотя бы посещают школу, хотя и успеваемость у них очень низкая, и они с трудом переходят из класса в класс.

Но, к сожалению, все чаще стали появляться дети, у которых не хватает волевых усилий, чтобы хотя бы просто подняться утром с кровати и дойти до школы. Анализируя каждую конкретную ситуацию, когда ребенок вдруг отказывается от обучения, приходишь к выводу, что причина все же лежит в семье. Конечно, можно понять ребенка, который не видит дома положительного примера, когда он воспитывается в неблагополучной семье. В своей семье он видит лишь пример потакания своим слабостям, т.к. родители не работают вообще или работают эпизодически, употребляют спиртные напитки, ведут праздный образ жизни. Находясь в такой атмосфере нежелание учиться просто является следствием этого антисоциального примера родителей.

Но на практике я также стала наблюдать отказ от обучения в благополучных семьях, где родители трудятся на нескольких работах. Почему же происходит такое в благополучных семьях? Для этого я проанализировала несколько случаев и пришла к выводу, что все же причиной является излишнее перекладывание ответственности на ребенка. Это выясняется при беседе с родителями, когда спрашиваешь, почему родители не проверяют домашние задания, не следят за записями в дневнике, где дети должны записывать расписание, задания к урокам, родители удивляются и говорят, что ребенок должен быть самостоятельным и сам должен следить за этим. К сожалению, такое мнение родителей приводит в дальнейшем только к ухудшению ситуации, т.к. проблема ребенка была в снижении воли, а ухудшение ситуации с уроками никак не повышает волевые усилия детей, самостоятельно с этой проблемой они справиться не могут и ситуация с неуспеваемостью превращается в ситуацию с пропусками школы по несколько дней или с непосещением школы вообще. Совсем недавно разбирали ситуацию, когда ребенок начал пропускать школу по несколько уроков, а потом уже и по целым дням. Мать ребенка воспитывает одна, часто сутками находится на работе. Бабушка с дедушкой, которые в свое время баловали ребенка, также уже опустили руки. Все взрослые совершенно сдались и сказали, что не знают, что им делать, что им нужна помощь, но когда начинаешь говорить о контроле, что мать должна звонить в школу классному руководителю, а не спрашивать самого ребенка дошел ли он до школы, то в итоге ответной реакции не получаешь... Должен опять кто - то вдруг перевоспитать ее ребенка, кто - то проконтролировать, а она занята, она находится на работе. Ребенок видит, что мать сама поступает безответственно и продолжает пропускать уроки...

Другая ситуация, ребенок начал учиться с каждым днем все хуже и хуже, воспитывается в полной семье, но мать усиленно скрывала ситуацию от отца, боясь, что на ее мальчика обрушится гнев отца. Сама же мать этой своей гиперопекой довела ситуацию до критического уровня, когда ребенок уже никому не говорит правды, манипулирует матерью как хочет, залезает в опасные группы в интернете...

Это лишь некоторые примеры, которые иллюстрируют причину нежелания детей учиться - попустительство родителей, нежелание брать ответственность за его обучение и посещение на себя, постоянный поиск и перекладывание ответственности за сложившуюся ситуацию на внешние обстоятельства: на учителей, друзей и т.д.

Подводя итог вышесказанному, практика моей работы подтверждает, что только усилия родителей, неусыпный контроль родителей за своими детьми может спасти современных детей от неуспеваемости, от пропусков школы без уважительной причины, т.к. дети сейчас в большинстве своем обладают слабой силой воли.

Вторым выходом из сложившейся ситуации вижу в развитии воли у ребенка с младенчества, через занятия детей в спортивных секциях, т.к. спорт как раз прекрасно формирует такое качество. Для мальчиков - подростков становятся выходом военно - патриотические кружки. Я была свидетелем "перерождения" ребенка 8 класса, когда в процессе посещения такого военно - патриотического кружка ребенок отказался от компании друзей, с которыми занимался токсикоманией, перестал пропускать школу, стал лучше учиться.

Однако, как бы вы не развили волю ребенка, необходимо помнить, что психологические особенности ребенка таковы, что у подростков снижается воля независимо от их желания, это считается нормой подросткового возраста, вот именно поэтому, контроль за поведением и обучением вашего ребенка нельзя ни в коем случае в этом возрасте снижать, поддаваясь расхожему заблуждению, что он уже вырос и все должен делать сам. Только ваш контроль будет профилактикой проблем с поведением и обучением ребенка.