Когда у ученика внутренний раздрайв, личные переживания и они не всегда связаны с вокальными занятиями, скорее наоборот. Это результат повседневной жизни, со всеми вытекающими последствиями, с разными настроениями и «поворотами», эмоциями, и человеческими факторами.
Но я знаю, что данные эмоциональные сложности могут даже помочь в учёбе. Вопрос напрашивается сам – собой. Как – же быть в пении, когда душа плачет, страдает, или вообще молчит, или она счастлива и не может сосредоточиться на скрупулёзные занятия? Ведь получается, что надо себя перебороть, чтоб начать заниматься, отрабатывая красоту голоса, совершенствуя технику исполнения. Что делать, если буквально всё занятие происходит на сопротивление? Заниматься надо, а настроение не певческое?
Профессиональный вокалист не имеет право поддаваться своим настроениям, и уж тем более не может из–за дурного расположения духа, или самочувствия отменить концерт.
Но у профессионального вокалиста, есть преимущества, он уже отлично владеет своим певческим голосовым аппаратом, и во время пения стабилен в технике, но этого естественно не хватит даже профессионалу, если у вас совершенно нет настроения петь. Как бы ещё сказать, что – то вроде, настрой не тот. Песня будет «мёртвой» - это когда мы озвучиваем вердикт исполнителю, «пение - без души». Как – же профессионалы справляются в данных ситуациях? У них ведь всё и всегда отлично, поэтому, мы о них и говорим «Профи» с большой буквы, исполнение высший пилотаж.
Это умение и мастерство управлять своей энергией, разных настроений. Создавая эмоциональное пение, используя разную энергию как «топливо» адаптируя её в качестве огранки для голоса. То есть, любое настроение имеет свою энергию, вот именно это ключевой момент разности подачи одной и той – же песни, одной и той – же сольной программы.
Можно лирическую песню смешать с настроением грустным и получится песня сплошные слёзы, или туже лирическую песню смешать с весёлым настроением, получится песня лирическо - романтическое настроение, можно агрессивное настроение смешать с лирической песней и получится лирика – вамп настроение. Именно так выходят из положения профессиональные певцы, используя энергию настроения с помощью которой создают настроение песни. При этом никто в этот момент ничего ни теряет, а только выигрывает.
Для слушателя, это разнообразие в подачи одной и той – же песни у одного и того же вокалиста а для вокалиста, это мощная эмоциональная разрядка.
И именно эта задача стоит у преподавателя, использовать разные настроения ученика во благо обучения. Объяснив, что эмоция живая, и управляемая энергия, которая поможет работать с музыкальной распевкой и песней. Если вам кажется, что именно сегодня ваша эмоция не подходит для занятий, не торопитесь отчаиваться и поддаваться хандре, распознайте её в «лицо» и пустите «топливо» в процесс обучения. Техническое пение не пострадает, и вы сможете отпустить на волю ваши чувства, которые в данном обрамлении помогут на занятиях, и не только.
Всё, что нам даёт каждый день, является задачами на взросление и совершенствование. И понятно даже ребёнку, не всё бывает гладко и как бы мы хотели. Будем решать как ребус, наши жизненные задачи.
Хочу поделиться афоризмом древнего мира для настроения:
« Не берись ни за какие дела – вот первый признак мудрости. Взявшись же за дело, доводи его до конца – вот второй признак мудрости».
© Автор: Екатерина Квернаде