Довольно неприятная история, медленно тянущаяся с середины двухтысячных, закончилась в апреле 2018. Закончилась грустно, а для некоторых фигурантов дела - трагично.
Образованный после войны на основе репарационного оборудования DKW Zschopau, можно сказать, добытый кровью советских солдат Минский Мотоциклетно-Велосипедный Завод закрывается. ОАО "Мотовело", так называется приватизированный завод, признан банкротом 20 апреля 2018 года и будет ликвидировано до 20 декабря 2018 года...
Как так?
После развала СССР, несмотря на постсоветскую разруху, ММВЗ сохранил большую часть своих рынков и не так уж плохо чувствовал себя еще десятилетие. С приходом миллениума, азиаты, в основном Китай, активизировал своё мотоциклетное производство, конкурировать с китайскими компаниями на восточных, а потом и на всех остальных рынках, становилось все сложнее. Предприятие подкосила забастовка рабочих в 2005 году. Рабочие требовали повышения заработных плат, в то время, как жизненно необходимо было снижать себестоимость.
В 2006 пошли миллиардные субсидии, затем в 2007 предприятие было продано "австрийской" компании ATEC Holding Gmbh белорусского бизнесмена Александра Муравьёва. Временная эйфория, вызванная удачным ребрэндингом и появлением новых моделей мотоциклов (на деле это была крупноузловая сборка из китайских компонентов Zongshen и др.), сменилась усугублением ситуации. К 2013 году испарилась и благосклонность Александра Лукашенко. Широкой общественности становится известно, что производство мотоциклов, съёжившееся до масштабов мануфактуры, являлось лишь ширмой для реальных процессов: станки распродавались по цене металлолома, площади сдавались в аренду - завод, оказывается, готовили к ликвидации. Очень уж заманчивыми выглядели огромные площади в Минске на фоне строительного бума до начала мирового кризиса.
В 2015 Александра Муравьёва задерживают и осуждают за мошенничество и неуплату налогов. Из состава ОАО "Мотовело" выделяется ООО "Мотовелозавод", который продолжает заниматься производством мотоциклов и велосипедов.
Завод переходит в собственность государства и новым гендиректором становится Николай Ладутько. Убытки 2016 года составляют 3,5 миллиона долларов, и директор озвучивает фатальные для предприятия цифры:
- Износ оборудования составляет 99%
- Для восстановления потребуется 50 млн $ в течении 6 лет.
- Для инициации процесса потребуется 3,5 млн $
- Долги предприятия составляют 61,3 млн $
В 2017 году Александр Муравьёв получает приговор - 11 лет лишения свободы. А ОАО "Мотовело" самостоятельно подаёт в суд заявление о банкротстве.
В апреле 2018 суд признает ОАО "Мотовело" банкротом, имущество будет распродано, а само предприятие ликвидировано.
Маленькая надежда
Микро-надежда остается.
ООО "Мотовелозавод" до сих пор производящее 3 модели мотоциклов и 80 моделей велосипедов еще может выжить. Предприятие имеет 2 варианта выхода из ситуации:
- Выкуп площадей и оборудования до 20 декабря.
- Переезд на другую производственную площадку.
Отчаяние
Прямо сейчас умирает один из последних советских заводов, до последнего времени производящий любимые нами мотоциклы Минск. А ведь у нас уже почти ничего своего не осталось.
Всё, что нам разрешают - собирать из чужих комплектов на чужих заводах.
На кого мы работаем, земляки?
Читайте статью о мотоциклах "Минск"
"Как DKW cтал Минском"