Долго откладывала этот графический роман, поскольку знала, читать его будет морально нелегко, однако любопытство, за что ему дали Пулитцеровскую премию, все же взяло верх.
Скажу сразу, «Маус» – это та история, которая, на первый взгляд, непонятно чем цепляет. У нее некрасивые черно-белые иллюстрации, простенький и в то же время необычайно гнетущий сюжет и... весьма своеобразный способ подачи: здесь каждый народ обозначен своим животным (евреи – мыши, немцы – коты, американцы – собаки, французы – лягушки, швейцарцы – олени, цыгане – осы, а вот поляки почему-то свиньи; как поляки отреагировали на такой выбор, неизвестно). Однако роман хочется читать, не отрываясь, и в определенной мере он переворачивает мировоззрение.
Прежде всего, «Маус» прописан с той же убийственной простотой, что и знаменитый дневник Тани Савичевой, в котором она одного за другим записывала умерших во время голодной блокады родственников. Из огромной семьи рассказчика в двенадцать человек выжило всего четверо.
Во-вторых, подкупает то, что история очень личная. Люди здесь реальны, и время от времени изображения одинаковых мышей сменяются фотографиями членов семьи автора. Сюжет представляет собой рассказ в рассказе. Главный герой, он же автор, Артур Шпигельман – художник, сын еврейских эмигрантов, которые прошли через весь ужас гонений и концентрационных лагерей. У него сложные отношения со своим пожилым отцом Владеком, которые еще больше обострились после самоубийства матери героя Ани. События прошлого оставили на Владеке свои неизгладимые отпечатки: у него неуживчивый характер, привычка на всем экономить и припрятывать вещи «на черный день» (в том числе и годами хранить ненужный хлам). Это мешает не только ему, но и его близким. Вдобавок ко всему, Владек не одобряет профессию своего сына и то, что он женился на француженке. У Артура же своя трагедия: самоубийство матери и детство с фотографией погибшего в лагере братика Рышо, которого ему всю жизнь ставили в пример. Артур его ненавидит и в то же время испытывает перед ним чувство вины за то, что выжил. И вот автор решает изложить историю своих родителей (а вместе с ней и свою собственную) в такой вот нестандартной форме – в виде графического романа (то есть комикса), начинает расспрашивать своего отца, записывая его речь на диктофон, и постепенно Владек открывает перед ним свою душу. Артур начинает лучше его понимать, и постепенно герои сближаются.
В романе события излагаются не в хронологической последовательности. История Владека перемежается со временем, когда Артур навещает его и собирает материал для книги, а также с тем, что будет много позже, когда комикс опубликуют.
Показ персонажей в виде животных условен. Так, например, нам изображают, как задолго до «Мауса», во времена юности, Артур создает свой первый роман «Узник ада», и вот в нем-то как раз герои люди. Когда повзрослевший автор публикует «Мауса» и дает интервью, мы видим, что у него тело и голова человека, а на лице – маска мыши. Жена Артура Француаза спрашивает героя, в виде какого животного он хочет ее изобразить. Тот говорит, что в виде лягушки, поскольку она француженка. В ответ Француаза просит и ее нарисовать мышью, поскольку она приняла иудаизм, чтобы примириться с Владеком.
Все зверушки выглядят одинаково – различается только одежда. При этом в тех сценах, когда евреи при помощи поддельных документов пытаются выдать себя за поляков, мыши надевают на мордочку свиной пятачок. Деление на расы само по себе нелепо, что и показывает автор, выбирая образы животных. А еще... мне кажется, рисовать мышиные трупики, целые горы тел, не так страшно, как человеческие...
«Маус» заставляет задуматься о многом: о том, как люди дошли до столь подлого истребления себе подобных, почему тысячи людей отправлялись на смерть, почти не сопротивляясь – и, конечно же, учит ценить близких, свою жизнь и не сдаваться, что бы ни происходило. История определенно заслуживает данную ей премию.