Позавчера скончалась великий русский (да-да) режиссёр Кира Георгиевна Муратова. У меня, как у любителя кинематографа, сложилось личное впечатление об этом человеке.
Фильмы Киры Муратовой, поздние в особенности, могут показаться немного странными. Но это поверхностное впечатление. Если сделать над собой немножко усилий, то вас ждёт абсолютное погружение в то, что изображается на экране. А это, по-моему, главное в кинематографе - создать особую атмосферу, которую вы не найдёте в реальной жизни.
Картины Киры Георгиевны - это замечательные иносказания о том, как жить нельзя. Это вам не Балабанов с его упрощённой прямолинейностью. Мне иногда кажется, что из "Мелодии для шарманки" и "Трёх историй" Кира буквально кричала: так жить нельзя! Люди, хватит друг друга мучить! Но при этом крики режиссёра были поданы столь искусно и изящно, что позволяли наслаждаться ими.
Интересно, повлияли ли на кого-то её фильмы так, как на меня? Наверное, на Ренату Литвинову, которую Кира открыла для кинематографа. И какой она была прозорливой, выпятив все грани единственного литвиновского таланта - комедийного.
Достоинство было в том, как Кира жила, и в том, как добровольно ушла из кинематографа, не вытуживая и не вымучивая посредственные картины, как многие её ровесники. Достоинством была пронизана вся её жизнь. Надеюсь, что мне удастся быть такой, как Кира.
Спасибо за всё.