Прогуливался утром по штрассе и напевал песенку. Знаете это состояние, да? Осознаешь, что тихо примурлыкиваешь какую-то мелодию только когда на тебя уже прохожие начинают оборачиваться. С большим удивлением для себя я осознал, что пою небезызвестный "Изгиб гитары желтой". Песню эту я никогда не любил и не понимал - особенно когда её в школе заставляли разучивать на уроках музыки. На кой чёрт кому-то обнимать изгиб гитары? Кого мы вспомним с болью в горле в свои 10 лет, да ещё и под гитарную песню, которую играют на фортепиано? И каким хреном связан звёздно-снежный купол неба и то, как здорово что все они там в тот день, блин, собрались?!
Раздумье привело к нехитрому выводу. Песня то сама по себе - старый добрый сценарий пьянки. Кто-то на гитаре бацает, друзей помянуть надобно, за встречу по пол-стакана треснуть, а потом у любого монстра купол неба закачается. Но мысля всё ширилась. Да какого дьявола это вообще стало таким повальным увлечением? Безусловно это породило такие легенды как Высоцкий и Окуджава... но что-то здесь, блин, не так. Как раз дошёл до дома - начал гуглить.
Привычная википедия доложила, что авторская / бардовская / туристическая песня стала популярна в 50ых годах, когда достаточное распространение получил такой девайс как магнитофон. Казалось бы - логично, технологический прогресс, задача имеет решение, можно спать дальше. Хрена с два, теории по своей безумности граничащие с правлением рептилоидов с Нибиру, не давали мне покоя.
Ассоциативный ряд (барды - геологибиологигеографы) привели меня на сайты, связанные с нефтяной промышленностью СССР. На одном из них я вычитал следующие строки:
"В 1948-ом году на уровне правительства было принято судьбоносное решение. был сделан качественно новый шаг. Бывший в то время министром геологии СССР Малышев подписал знаменитый приказ номер 108, который положил начало широкомасштабным поисковым работам по поиску черного золота и природного газа в западносибирском регионе. В том же году основали Тюменскую нефтеразведочную экспедицию".
А в 50ых начались разведки, бурения, колоссальный успех и промышленная добыча нефти в Союзе. Чем кончилось мы знаем не по наслышке - про "нефтяную иглу" все слышали. Нам говорят, что с ней надо слезать, а потом вбухивают ещё 100500 миллиардов вечнодеревянных в нефтянку. Я в такие моменты не могу понять, если честно - это я сошёл с ума, или весь мир таки с дуба рухнул?
Бардовская песня развивалась в умах и, простите, ртах тех самых ребят, которые посвятили себя полево-костровым профессиям, посвятили себя геологоразведке, биобазам, тому самому изгибу гитары желтой. Та же википедия подсказывает, что повально всё началось на Биофаке МГУ (там, правда, ещё и про один педагогический говорят, но я тут вообще-то сову на глобус натягиваю, а не наоборот!). И понеслась, понеслась та песня по городам и весям. Из каждого тарахтельника - гитара, в каждом доме на стене - гитара и эта неизгладимая привычка собираться в круг и самозабвенно петь хором. Я ни в коем случае не хочу сказать, что бардовская песня подсадила Россию на нефтяную иглу. Просто мне кажется забавным и немного грустным, что такой символ эпохи, как изгиб гитары желтой, по своей сути является надгробным памятником советской экономике, а осколок эха от её струны - своеобразным реквиемом по преКРАСНОЙ мечте.
P.S. На фотке - Борис Грызлов. Ага, тот самый. На гитарке лабает. Делаем выводы, готовим шапочки из фольги. В Баре давно пора открывать бардоубежище.