Панды очень симпатичные зверушки, не проходит дня, чтобы эти миляги не появились в новостях, поедающие мороженное в жаркий день, смешно выпадающие из гамака или трогательно сидящих в позе «вечер пятницы» посреди благоустроенных вольеров. Но, как утверждают зоологи, они мало что делают для экосистемы, и они забирают много ресурсов у других находящихся под угрозой исчезновения растений и животных. Много – это мягко сказано. Панды забирают всё. Как так вышло – отдельная история.
Пожалуй, стоит вернуться на семь десятилетий назад ко времени основания в 1947 году в Нью-Йорке Генри Фэйрфилдом Осборном «Фонд охраны природы», который был предшественником современного «Всемирного фонда дикой природы». Здесь стоит процитировать Википедию: «Фонд охраны природы» был создан в поддержку капиталистически-ориентированных экологических практик». В состав консультативного совета этого фонда вошло несколько ведущих учёных того времени, но особого внимания заслуживает фигура самого основателя фонда – Генри Осборна.
Он был сыном Генри Фэрфилда Осборна-старшего, известного палеонтолога, евгеника и выдающегося энтузиаста арийской теории. Выпускник Принстонского и Кембрийского университетов, Осборн-младший способствовал возрождению мальтузианства в 1950-60-х годах. А в чем основная суть мальтузианства? Согласно Томасу Мальтусу, чьи идеи были невероятно популярны в начале 19 века, неконтролируемый рост народонаселения неизбежно должен привести к голоду на Земле.
Современные его сторонник добавили сюда экологию – борьбу с пестицидами, за контроль над использованием водных ресурсов и многое другое. Но ключевой доктриной мальтузианства остается – контроль рождаемости и разработка мер по сокращению населения планеты. Важно понимать, что изначально в идее защиты животных, охраны окружающей среды и гармонизации человека и природы скрывается модернизированное мальтузианство с элементами неоколониальной политики, превратившей природоохрану в новый инструмент контроля за ресурсами развивающихся стран.
Как кстати, что после ухода на пенсию Генри Осборн-мл. посвятил несколько лет работе в Комитете по планированию Экономического и Социального Совета Организации Объединенных Наций.
Как все это связано с пандой? Главным документом при учреждении Всемирного фонда стал так называемый Моржский Манифест (от швейцарского города Морж, где подписывался манифест и был открыт первый офис WWF), где во главу угла было поставлено спасение исчезающих видом, спасение всеми доступными средствами. Всемирный фонд дикой природы задумывался как источник финансирования уже существующих и действующих природоохранных групп. Важную роль в создании WWF сыграл Годфри Андерсон Рокфеллер, который и набирал первых сотрудников фонда.
Благородная идея создания фонда помощи животным, находящимся под угрозой вымирания, с привлечением крупного бизнеса с успехом была реализована в деятельности WWF, но со временем коммерциализация и преобладание пиара стали главными драйверами международных и национальных природоохранных программ. Это по-настоящему серьезный бизнес.
Китайское правительство владеет почти всеми гигантскими пандами на земле. Американские зоопарки выделяют до 1 миллиона долларов в год за аренду одной особи. Большинство их них подписывают 10-летние контракты так называемой «панда дипломатии», и если рождаются детеныши, владельцы зоопарков платят дополнительный единовременный налог на новорожденную панду в размере 400 000 долларов США.
И это помимо дополнительных расходов на устройство вольеров, медицинское обслуживание и тонны бамбука. Но зоопаркам, обладающих пандами, не грозит разорение, а совсем наоборот. В 2012 году посещение Эдинбургского зоопарка увеличилось на 51% после того как сюда привезли несколько панд. Продажи продуктов и товаров в Национальном зоопарке в Вашингтоне почти удвоились всего за год с 5,5 до 10,3 млн. долл. США после того, как в его распоряжение оказалась пара панд.
Из почти 20 000 исчезающих видов животных львиную долю столь дефицитного финансирования получают лишь 80. Одно из недавних исследований показало, что 61% природоохранных кампаний привлекали средства только для «знаменитостей». Но даже на их фоне панда сорвала джекпот.
Основанный в 1961 году Всемирный фонд дикой природы распространял все печатные материалы в черно-белом цвете. Пандам просто невероятно повезло с их естественной гаммой, и так они оказались на логотипе фонда, потому что выглядели выразительно даже на невзрачных черно-белых плакатах. Но грустная ирония заключается в том, что главная причина, из-за которой панды находятся под угрозой, – разрушение местообитаний, почти никак не решалась все эти годы и практически не получала денег. Сегодня пандам просто уже негде жить в дикой природе.
По мнению зоологов, такие животные, как муравьи, и целый ряд насекомых, имеют гораздо большую ценность для экосистем, чем панды, слоны, волки и прочие харизматические животные. Здесь человек проявляет известный эгоцентризм, ассоциируя свою судьбу с судьбой крупных млекопитающих. Но этот подход не отвечает заявленной цели. К примеру, мангровые леса поддерживают не менее 1300 видов животных с их корнями, фруктовыми плодами и ветвями. Панды практически не влияют на другие формы жизни, поэтому усилия и расходы по их сохранению не соразмерны их роли и значению для природы. Хорошо, что удалось спасти и устроить представителей этого умирающего вида, но теперь настала пора использовать их высокую доходность для настоящей природоохранной работы.