Новые предметы и федеральные стандарты, современные методы и подходы к обучению – в России идет модернизация школьного образования. Но кардинальные изменения невозможны без качественной подготовки учителей.
Сегодня в российских школах работает около полумиллиона человек, при этом высшее педагогическое образование ежегодно получают около 100 тысяч. Для эффективной подготовки такого количества специалистов нужна современная система обучения, которая бы учитывала и требования профессионального стандарта, и ФГОС общего образования.
Участниками комплексного проекта модернизации педагогического образования 2014 – 2017 гг. стали 62 российских вуза. Об основных итогах этого проекта рассказала председатель Федерального учебно-методического объединения по укрупненной группе специальностей и направлений «Образование и педагогические науки», профессор Санкт-Петербургского госуниверситета Елена Казакова. Выступление эксперта состоялось на конференции «Преподавание педагогики в ведущих университетах: лучшие практики, тенденции, проблемы», организованной Ассоциацией ведущих университетов.
Образовательный конструктор
Разработчики проекта выработали свой подход к построению образовательных программ. Идея в том, чтобы создавать программы из нескольких модулей – набора дисциплин и учебных курсов, включающих теорию, практику, научно-исследовательскую работу и единый инструмент оценки качества образования.
Эксперты считают, что модульный подход способен сформировать у будущего педагога все необходимые компетенции. К примеру, для бакалавров разработаны мировоззренческий, коммуникативный, здоровьесберегающий, психолого-педагогический, предметно-содержательный, методический, воспитательской деятельности и учебно-исследовательский модули. Для магистрантов – методология исследований в образовании, профессиональных коммуникаций, предметно-содержательный.
С помощью учебных модулей составлены 42 основные профессиональные образовательные программы, по которым прошли обучение уже 12 000 будущих педагогов. Всего в этом году эксперты планируют утвердить и опубликовать около 100 программ.
Еще одна инициатива авторов проекта – стремление к унификации подготовки педагогических кадров по всей стране. Разработчики предлагают вузам учитывать содержание примерных основных общеобразовательных программ (ПООП) при разработке новых образовательных программ (для бакалавров – 70% содержания ПООП, а для магистрантов – 40%). По словам профессора СПбГУ Елены Казаковой, эта инициатива позволит выработать одни требованиями к процессу и результату.
До чего дошел прогресс
Технологическая грамотность – одно из основных профессиональных требований, предъявляемых к современному педагогу. По подсчетам экспертов, выпускник вуза, который собирается работать в школе, должен освоить минимум 50 гаджетов, а также владеть новыми подходами к обучению на основе технологий. Молодой специалист должен знать, что такое смешанное (blended learning), адаптивное (adaptive learning), игровое (game-based learning), компетентностно-ориентированное обучение (competence-based learning), как строить нейросети (neuroscience) и пользоваться большими данными (big data).
Однако, по словам главы Минобрнауки Ольги Васильевой, «только процентов 30–40 педагогов могут легко общаться с тем инструментарием, который на сегодняшний день существует в школе», цитирует «Учительская газета». Эта проблема стала особенно актуальной на фоне предложения премьера-министра России Дмитрия Медведева запустить проект «Цифровая школа», цель которого – внедрить современные технологии в образование. «Он будет направлен на формирование у школьников навыков в цифровом мире, обучение обработке анализа данных, элементам программирования и, самое главное, умение создавать цифровые проекты для своей будущей профессии в технике, в медицине, в искусстве – в общем, в любой сфере деятельности", – цитирует РИА «Новости» главу правительства.
Таким образом, технологическое отставание педагогического образования от школ становится все более очевидным. По словам профессора Казаковой, при подготовке молодых специалистов важно развивать электронные средства обучения, реализовывать сетевые формы сотрудничества и предъявлять высокие требования к материально-техническому обеспечению. Особую роль в этом процессе будет играть сотрудничество школ и вузов. «Перед нами стоит задача построения новых сетей «школа — вуз», потому что только благодаря прочности этой связи, университетскому опыту и пониманию нужд школьного образования мы сможем достичь положительных результатов», – считает эксперт.