Министерство Финансов России, один из самых ярых противников криптовалют, наряду с Центробанком, разъяснил, как должны облагаться доходы от криптовалютных операций. (Спойлер - никак)
Заместитель Министра финансов России Алексей Моисеев на полном серьезе пугал взрослых ребят об уголовной ответственности за оборот криптовалют , теперь Минфин разъясняет, что, ладно, садить не будем, но якобы обложим налогами.
Меня всегда поражала удивительная способность людей не уметь понять смысл простых вещей и полностью исказить суть очевидных событий. Пролистал основные новостные каналы и каждый из них отчитался о важной новости. Минфин России в своем письме от 17 мая 2018 г. N 03-04-07/33234 рассказал в общих чертах о своих влажных фантазиях в отношении получения дополнительных доходов в бюджет от операций с криптовалютами.
Один известный криптоканал так и написал - “Налоговой базой по операциям купли-продажи криптовалют является превышение доходов от их продажи над документально подтвержденными расходами на приобретение, следует из письма Минфина №03-04-07/33234” Из чего наивным читателям сразу стало ясно “В РОССИИ УЖЕ ВВЕЛИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ДОХОДОВ ОТ ПРОДАЖИ КРИПТОВАЛЮТ”
Но если включить критический разум и посмотреть на эту новость здраво, то окажется:
- Письмо Минфина - это не закон, и даже не подзаконный акт, это просто разъяснение.
- Если прочесть его внимательно, то заметим следующее:
а) "все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика"
б) Налог будет исчисляться из: “превышения общей суммы доходов, полученных налогоплательщиком в налоговом периоде от продажи соответствующей криптовалюты, над общей суммой документально подтвержденных расходов на ее приобретение.” Документально подтвержденной, Карл! Это кто же подтвердит, что я со своего кошелька перевел на другой кошелек биткоин, а гражданин Икс, привез мне сумму наличными и передал в моем автомобиле???
в) “физические лица, получающие вознаграждения от физических лиц и организаций на основе заключенных договоров гражданско-правового характера, самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, в порядке, установленном статьей 225 Кодекса, и представляют в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию.”
Договора гражданско-правового характера основаны на действующем законодательстве, которого в отношении оборота криптовалют, по факту нет. Да и кто же это будет при передаче наличных под дождем в автомобиле заключать “договора гражданско-правового характера”? Да и в уютном кабинете в Москва Сити, также никто не будет ни до ни после принятия законодательства.
Хотите скажу почему? Да потому, что в США, стране, где к налогам относятся куда как серьезнее, в этом году заявили о своих доходах в крипте 0,004% держателей криптовалюты . А в нашей, где налоги, как неизбежность не принимают не только граждане, но крупные (читай оффшорные) корпорации, это письмо - именно то, чем я его назвал выше. Влажные фантазии Минфина.