Найти в Дзене
ABW

"Переобулся" на шиномонтаже: болты закрутили хорошо, но колесо все равно отвалилось. Почему так произошло?

Работа шиномонтажей в глазах обычных клиентов зачастую выглядит как кручение гаек. Впрочем, это тоже нужно делать с умом. О том, во что может вылиться обычная "переобувка", - в нашем материале на основе проведенной экспертизы управления Государственного комитета судебных экспертиз по Витебской области. Что случилось? Владелец Mercedes ML230 обратился на шиномонтаж для "переобувки" в зимние шины с дисками из Клайпеды. Данный комплект уже использовался на протяжении двух-трех лет и нареканий не вызывал. После всех необходимых работ и совсем небольшого пройденного расстояния одно из колес попросту открутилось от автомобиля, что едва не привело к ДТП. Владелец Mercedes обратился в суд с иском к шиномонтажу, а перед экспертами были поставлены следующие вопросы: Экспертиза Для исследования в руках экспертов оказалось колесо с резиной Continental Conti4x4IceContact и легкосплавным диском, а также болт крепления колеса. В рамках поставленных вопросов пристального внимания заслуживает именно

Работа шиномонтажей в глазах обычных клиентов зачастую выглядит как кручение гаек. Впрочем, это тоже нужно делать с умом. О том, во что может вылиться обычная "переобувка", - в нашем материале на основе проведенной экспертизы управления Государственного комитета судебных экспертиз по Витебской области.

Что случилось?

Владелец Mercedes ML230 обратился на шиномонтаж для "переобувки" в зимние шины с дисками из Клайпеды. Данный комплект уже использовался на протяжении двух-трех лет и нареканий не вызывал.

-2

После всех необходимых работ и совсем небольшого пройденного расстояния одно из колес попросту открутилось от автомобиля, что едва не привело к ДТП. Владелец Mercedes обратился в суд с иском к шиномонтажу, а перед экспертами были поставлены следующие вопросы:

  • Почему открутилось колесо?
  • Является ли это следствием некачественного выполнения работ на шиномонтаже?
  • Если является, то какой именно этап работы был выполнен с нарушениями?

Экспертиза

Для исследования в руках экспертов оказалось колесо с резиной Continental Conti4x4IceContact и легкосплавным диском, а также болт крепления колеса.

В рамках поставленных вопросов пристального внимания заслуживает именно диск с болтом. Как видно на фото, крепежные отверстия имеют хорошо заметные повреждения с потерей геометрии формы с наклепом от контакта с резьбовой частью болтов - это характерные повреждения для движения на болтах с ослабленной затяжкой.

-3

Болт с шестигранной головкой, сферическим фланцем и подголовком также имел повреждения: первые витки резьбовой части оказались "слизаны".

-4

Вновь вернемся к диску, который имеет маркировку Germany AUTEC KBA 45916 B807 8J17H2 и был изготовлен компанией Autec GmbH&Co.KG.

-5

На сайте компании модель диска обозначена В807 и имеет в открытом доступе руководство по эксплуатации. В нем указана как применяемость диска к моделям авто, так и тип болтов, которыми необходимо крепить диск.

-6

Диски AUTEC KBA 45916 B807 могут быть установлены на автомобилях Mercedes Benz M-Klasse W163, а для крепления колеса должны использоваться болты S04 со следующими характеристиками:

-7

Выходит, что болт, которым диск фактически был закреплен, не соответствует тому типу крепежа, который рекомендует использовать производитель. Для надежного крепления диска необходимо использовать болты с коническим фланцем, в то время как в нашем случае были использованы болты со сферическим.

-8

Ситуация "в разрезе"

Для полного исследования и наглядности эксперты распилили диск  по плоскости, проходящей через ось болтового соединения.

На фото видно, что посадочная поверхность диска имеет конусообразную форму с углом 60°. В то же время фланец предоставленного болта, который использовался для крепления колеса, за счет сферической формы прилегает к крепежной поверхности диска поясом шириной только около 4 мм, а место контакта диска с болтом попросту просело.

-9

При этом конструктивно предусмотренная ширина контакта поверхности крепежного отверстия составляет 11 мм. Прилегание подходящего болта должно выглядеть так:

-10

Говоря проще, использование несоответствующих болтов не обеспечило необходимой площади примыкания болта к диску, что и привело к самооткручиванию.

Вердикт

Причиной неприятной для всех сторон ситуации с откручиванием колеса стал неправильный выбор болтов. Несмотря на кажущуюся прочность крепления после "переобувки", на деле из-за неподходящего по площади контакта фланца это самое крепление быстро раскрутилось под нагрузкой, несмотря на беспроблемную эксплуатацию в прошлые годы. Благо обошлось без трагических последствий.

-11

С одной стороны ответственность лежит на водителе, ведь в соответствии с п.9.3 Правил дорожного движения "водитель обязан содержать участвующее в дорожном движении транспортное средство в технически исправном состоянии, проверять его техническое состояние перед началом движения, а также содержать в чистоте его стекла и внешние световые приборы". 

С другой - девять из десяти автомобилистов вообще не обладают специальными знаниями для технического обслуживания своих машин и именно поэтому обращаются за оказанием различных услуг в специальные организации. Предполагается, что специалисты, предоставляющие такие услуги, знают свое дело и выполнят заказ качественно.

Однако возникает и другой вопрос: мог ли мастер шиномонтажа определить несоответствие болтов, обладал ли он достаточной квалификацией для этого, наконец, и должен был он держать на контроле этот момент или нет? 

Точку в этом деле поставит суд. Мы будем следить за развитием событий. А вам пока рекомендуем проверять болты, которые предоставляете на шиномонтаж вместе с дисками. Ладно, судебные разбирательства, здесь живым бы остаться.  

Андрей ГОРЕЛИК
Фото Государственного комитета судебных экспертиз по Витебской области
ABW.BY

Наши материалы заслуживают вашего внимания, подпишитесь на канал ABW.BY в Telegram или следите за паблик-чатом в Viber