В РАЙОНЕ 1280 ГОДА ШВЕДЫ НАЧАЛИ СТРОИТЬ УКРЕПЛЕНИЯ НА СКАЛИСТОМ ОСТРОВКЕ В МЕСТЕ ВПАДЕНИЯ РЕКИ АУРАЙОКИ В БАЛТИЙСКОЕ МОРЕ
КРЕПОСТЬ ПОЗВОЛЯЛА КОНТРОЛИРОВАТЬ ПЕРЕМЕЩЕНИЕ ТОРГОВЫХ СУДОВ. В НАШИ ДНИ ИЗ-ЗА ПОДНЯТИЯ СУШИ НА ФИНСКОЙ СТОРОНЕ БОТНИЧЕСКОГО ЗАЛИВА, ОСТРОВ ПРЕВРАТИЛСЯ В ПОЛУОСТРОВ.
ЗАМОК, В КОТОРОМ НЫНЧЕ РАСПОЛОЖЕН МУЗЕЙ, ТЕПЕРЬ НАХОДИТСЯ НЕ НА БЕРЕГУ, А НА НЕКОТОРОМ РАССТОЯНИИ ОТ МОРЯ.
В ОДНОМ ИЗ ЗАЛОВ ВЫСТАВЛЕНЫ МАКЕТЫ, ПОКАЗЫВАЮЩИЕ, КАК ОТ ВЕКА К ВЕКУ РАЗРАСТАЛАСЬ КРЕПОСТЬ.
НА НИХ ЖЕ ВИДНО, КАК ОНА ПОСТЕПЕННО «ОТПОЛЗАЛА» ОТ МОРЯ (ИЛИ МОРЕ ОТ НЕЁ).
За семь веков весьма бурной истории Абосский замок множество раз осаждали и разрушали. Первыми «зачекинились» новгородцы, разграбившие и стёршие с лица земли Турку в 1318 году.
Восточным соседям, активно торговавшим с Ганзейским союзом, надо полагать, не очень нравились претензии шведов на контроль за водными торговыми путями между восточной и западной Европой.
Точку в разрушениях крепости тоже поставили русские – во время Второй мировой войны советский лётчик без особой надобности, возможно, по ошибке, сбросил на замок бомбу. К счастью, вроде бы, всего одну.
Доставалось «туркчанам» и от западных соседей: город и прикрывавшую его крепость осаждали и датчане и шведы.Только в XVI веке замок пытались взять шесть раз. В самом конце столетия участники антифеодальной «дубинной войны» – крестьяне, преимущественно финны по национальности – тоже планировали захватить столицу, однако планы эти не были осуществлены.
Обо всём этом рассказывает экспозиция расположенного в замке музея.
Гиды в крепости помимо перечисления многочисленных войн и осад могут поведать немало других драматических и мелодраматических историй.
В Абосский замок сын короля Швеции Густава Васы герцог Юхан привёз молодую жену Катарину из польского королевского рода Ягеллонов.
Жившая до Турку в Кракове – одной из богатейших и красивейших мировых столиц того времени – Катарина привезла с собой на край цивилизованного мира уклад и привычки королевских домов центральной Европы.
Двор герцога и герцогини состоял из шведских, немецких, польских и финских аристократов. На ежедневных трапезах присутствовали сотни придворных.
Благодаря заказам из замка в Турку процветали ремесленники. Герцог и герцогиня вместе с приближёнными выезжали охотиться в лесной парк Руиссало. Там, в долине Катарина, посетителям по сей день показывают камень, который , согласно преданию, герцогская чета использовала в качестве стола.
О том, как внушительных размеров обломок скалы оказался на своём нынешнем месте ScandiNews на прекрасном русском языке рассказала официальный гид города Турку Антонина Хуовинен. По её версии, камень некогда бросили два обозлённых горных тролля – Килли и Налли.
Претворившись людьми, они построили церковь, рассчитывая после сдачи объекта его ограбить.
Но заказчик – местный священник – разоблачил и прогнал злоумышленников.
В отместку тролли решили уничтожить своё творение вместе со святым отцом, бросив на новостройку огромный камень. Какое-то время они таскали орудие будущей мести с собой, но потом выкинули его в Руиссало – то ли передумали, то ли у них нашлись другие, более конструктивные, занятия.
Вне зависимости от того, использовали ли Юхан с женой камень в Руиссало в качестве стола или нет, охотиться там им пришлось недолго.
Организованный ими Абосский Ренессанс быстро закончился: брат Юхана Эрик взошёл на престол в Стокгольме, став Эриком XIV, развязал войну с Польшей, обвинил Юхана в измене и отправил в Турку вооружённый отряд, приказав арестовать брата.
Катарине, правда, предложили свободу, но она, как рассказывают в замке, показала своё обручальное кольцо с гравировкой по-латыни Donec mors nos separaverit («Пока смерть не разлучит нас») и отправилась в заключение вместе с мужем.
Эту сцену запечатлел современный гобелен, висящий в одном из бывших покоев супружеской четы.
Спустя ещё несколько лет колесо истории (или Сансары) сделало очередной поворот и в качестве заключённого в замок Турку прибыл сам Эрик XIV, отстранённый от власти своими братьями Юханом и Карлом. Гостям замка показывают весьма скромные помещения, которые занимал низвергнутый самодержец.
Вместе с мужем в неволю отправилась первая и единственная официально коронованная особа финского происхождения – Катарина Монсдоттер.
Некогда безуспешно пытавшийся отговорить брата-лютеранина от брака с польской католичкой, происходившей, по крайней мере, из королевского рода, Эрик сам взял в жёны и вовсе простолюдинку – поступок для короля XVI века крайне смелый, чтобы не сказать немыслимый.
Союз оформили 4 июля 1568 года в соборе Уппсалы – там же спустя 15 лет после церемонии бракосочетания Эрика и Катарины, похоронили другую Катарину – Ягеллонскую.
Её финская тёзка пробыла королевой Швеции меньше, чем она – всего 87 дней. Тем не менее, финны по сей день с городостью рассказывают о соотечественнице, на законных основаниях занимавшей шведский трон.
После смерти своего мужа Катарина Монсдоттер жила в Финляндии в поместье Лиуксиала. В конце XVI века имение оказалось в центре «дубинной войны». Крестьяне любили и уважали «королеву из народа», поэтому не причинили ей вреда. Один из руководителей восставших, Яакко Илкка, зимой 1595-1596 годов сам был заключённым замка Турку.
Посетителям музея показывают камеру, где его содержали. В её углу расположился мужчина в арестантской робе с вязанием на коленях, а на подоконнике зарешечённого окна сидит похожая на воробья птичка.
Замок Турку значительно меньше многих похожих сооружений центральной и западной Европы – хотя бы того же краковского Вавеля, откуда приехала Катарина Ягеллонская. Небольшие размеры крепости являются преимуществом не только при обороне, но и во время экскурсии.
Обойти за день весь Вавель – нелёгкая задача даже для человека, пребывающего в отличной спортивной форме, не говоря уж о том, что в процессе предстоит трудиться не только физически, но и интеллектуально – новую информацию хочешь-не хочешь впитывать придётся.
Экскурсия по замку Турку отнимет гораздо меньше времени и сил. Однако, для того, чтобы узнать лишь самые интересные истории, связанные с этим местом, потребуется гораздо, гораздо больше времени, чем для осмотра всех его закоулков.
Самое недавнее из исторических событий, произошедших в замке – съёмки нового фильма финского кинорежиссёра Мики Каурисмяки «The Girl King» – «Девочка-король» (именно «король» (king), а не королева! (queen).
В рассказе об «опередившей своё время» Кристине Шведской, ставшей в совсем юном возрасте правительницей одного из могущественнейших государств Европы XVII века, крепость Турку «сыграла роль» королевского дворца в Стокгольме.
Посмотрев фильм, несложно узнать помещения замка, в которых проходили съёмки – в «королевскую резиденцию» их превращали, драпируя стены тканями, меняя светильники и двери.
За работу над фильмом костюмер Марьятта Ниссинен (Marjatta Nissinen) получила финскую национальную кинопремию «Юсси».