Найти тему
Наша Империя

Демократия как потеря свободы

Современное общество очень старательно транслирует нам идею о сверхценности свободы.

Практически, свобода нам объявляется главной и основной ценностью для любого человека, все прочее, что есть в мире – это просто инструменты достижения абсолютной свободы. Понятно, что такая сверхценность свободы требует того или иного регулирования (людей много, свободы рано или поздно начинают сталкиваться). И тут уже не очень важно, называем мы такую регуляцию Кодексом Законов или Общественным Договором – важно, что она должна быть и именно она являет из себя абсолютного арбитра.

Мне вот кажется, что эту безумную ценность свободы мы приобрели где-то в районе Возрождения – и заодно начали терять Бога. Потому что сама идея положиться на чью-то волю, согласиться с потерей своей свободы (добровольной и радостной) – она полностью противоречит идее свободы как сверхценности. В итоге доходит, конечно же, до абсурда – да, я про радфемские заходы, когда чужую свободу ограничивают просто потому, что она не укладывается в желаемый массами вектор развития. Гридгерлз, например – плохо просто по факту отличия от общего Кодекса, и неважно, что девушки сами хотят работать в командах «Формулы Один», торгуя своими лицами и фигурами.

Я обычно привожу в пример всей этой истории скандинавскую мифоэпику. Когда-то, очень давно, в мире Иггдрасиля и Девяти Миров все решалось Справедливостью, и ее воплощением был Тюр. Закон сам по себе был не очень нужен, потому что было делегированное (причем делегированное миром, а не какой-то группой лиц) право у конкретной личности, и эта личность и была законом. Потом Тюр ради благих целей обманул Фенрира, остался без руки и перестал называться Миротоворцем – и справедливость исчезла. Вместо нее пришел тинг, общественный договор – и бог законности и тинга, воплощение компромиссов Форсети. Вместо воплощенной власти личности пришла демократия.

Или, если хотите короче – «Царство на небесах, а в аду – демократия».

Эта система требует, как мы понимаем, постоянного уточнения и усложнения. Мы в России много смеемся над «дурацкими законами» (что у нас, что у каких-нибудь США) и не очень принимаем для себя то, что эти самые законы это обязательная для текущей ситуации вещь. Воплощение власти усложняется, контроль над этим усложнением теряется, груда законов погребает сама себя.

В ситуации с Богом все, конечно же, проще – у нас есть Абсолют, который, примо, и без того невероятно сложен, секундо – которому мы доверяем свою свободу («Господи, да будет воля Твоя») и , наконец, которого мы просим судить нас не по закону даже (по справедливости Тюра), но по милосердию Его. И эту схему текущее нам общество тоже пытается, конечно же, в некотором приближении встроить в себя (например, президентское помилование – это некая тень, отдалённое подобие нашего согласия с тем, что есть обладающие правом преступать закон ради справедливости и мы, сталкиваясь с несправедливым законом, можем просить этих обладающих правом о помощи и милосердии).

Очень забавно при этом смотреть на то. как общество обращается с детьми – потому что со взрослыми, на самом деле, обходятся так же (просто на детях это более заметно). С родной стороны – сверхконтроль (чем дальше – тем больше: дети меньше гуляют, их карты на контроле у родителей, телефоны отслеживаются, вот это вот все). С другой – родители стараются не принимать решения за ребенка, принцип «пусть вырастет и сам решит» очень силен. И да, мне кажется, что это под соусом свободы выбора и самостоятельности детям продают жутчайшую тюрьму.

Впрочем, и взрослым тоже - Оруэлл про это сказал уже достаточно давно. Просто нам, взрослым, эту тюрьму маскируют чуть искуснее.

Вот и получается, что сверхценность свободы приводит к ее полной (или почти полной) потере. Если тебе некому доверить свою свободу с радостью и любовью – считай, что этой самой свободы у тебя нет; и я считаю это основным недостатком демократии – она как Левиафан, который из чувства собственной неидеальности, неполноценности пожирает все, до чего может дотянуться (и в первую очередь – нас).

Мне вот немножко жаль, что Тюра более не зовут миротворцем. Или, если угодно – мне жаль, что вместо отражения Царства Небесного мы строим систему компромиссов Ада.

А вам?