Вчера вечером, когда я укладывала свою пятилетнюю дочь спать, она внезапно огорошила меня вопросом:
Мама, - спросила она, - а все старенькие люди умирают?
Я на секунду задумалась и ответила:
- Да, дочь.
Она тут же выдала ещё один вопрос:
- Мама, и что, я тоже умру?
Я не сторонник лгать, в особенности детям, потому что понимаю, что могу навредить своими ответами. Никто не знает, как мой ответ отразится в будущем на ребёнке, что он там себе напридумывает и как будет жить в полной уверенности со своими фантазиями. Скажи я ей, что допустим, никто не умирает, это такое слово придумали, а на самом деле люди просто переезжают, ну к примеру. И тут вдруг кто-то умрёт, из тех стареньких родственников. И что скажет мне мой ребёнок? "Мама, а что это с ним/с ней? Как умер? А зачем ты мне врала?" И всё, недоверие к собственной маме. Я не имею в виду, конечно, что нужно говорить всегда правду на всё, потому что не всё маленький ребёнок в состоянии понять и осознать. Но тут... Я не стала врать и увиливать. Я просто ответила, что да, и она умрёт и я умру, когда придёт время, и что нам обеим будет очень-очень-очень много лет... Но она внезапно села и разревелась. Сквозь плач я слышала, как она причитает, что не хочет умирать, что не хочет, чтобы умирала я. А я лежала, смотрела на неё и думала, насколько же она ещё маленькая, наивная, такая добрая, такая ранимая, но такая в то же время не по годам мудрая... Я дала ей время проплакаться, и буквально через пару минут она сама спросила меня:
- Мама, а как долго живут люди?
Здесь конечно у меня уже был выбор, как ответить, и я сказала, что долго, очень долго. Она помолчала минутку, всхлипывая, что-то там себе думая... И тут я внезапно для себя выпалила:
- Ну что ты разревелась?! К тому времени, как ты станешь дряхлой старушкой, однозначно придумают эликсир вечной жизни!
А надо сказать, что на ночь сейчас мы с мужем читаем дочери первую книгу "Поттерианы", Гарри Поттер и философский камень". Дочь задумалась, она вспомнила про философский камень, попыхтела немного и довольно улеглась обратно на подушку, спокойно сказав:
- И правда, чего это я. Вот точно придумают.
И после этого спокойно уснула. Ну а я осталась наедине со своими мыслями, относительно жизни и смерти. Я сама потеряла папу, когда мне был 21 год. Мы тогда 2 недели как поженились с мужем. Все последующие несколько лет я мучительно боролась со снами, там, где он умирал, каждый раз по-разному. Боролась с дичайшим желанием взять телефон и позвонить любимому папке и рассказать очередную офигенную новость... Боролась со многим. И вчера, глядя, как спокойно спит моя дорогая дочь, я думала только об одном: как было бы замечательно, чтобы близкий ей человек не умирал как можно дольше, чтобы она как можно дольше не знала, что такое смерть на самом деле....