Заключению брачного союза предшествовал ритуал формального обручения. Обещание жениху давал отец от имени девушки; если она была сирота, то от ее имени выступал какой-либо родственник; в противном случае, если родственников не было то это делал назначенный опекун. Само по себе обручение являлось, актом в юридическом смысле, об этом говорит то, что при его заключении обсуждались имущественные отношения будущих родственников, а также размер приданого, доля которого, именуемая "мейлия" (утешение), эта часть при разводе могла быть возвращена ее семье.
Хотя в множестве греческих государств имелись как правило особые черты брачного ритуала, которые изменялись на всем временном протяжении именуемом античностью, основные моменты свадьбы были общими для всех эллинов. Это подтверждается рядом доказательств, например росписи ваз VI-IV вв. до н. э. иллюстрируют сведения о свадебном обряде у авторов поздней античности, таких, как Гесихий и Поллукс. В их источниках указывается, что празднества происходили на протяжении трех дней, и сопровождались целым рядом ритуалов.
К рисункам иллюстрирующим первый день подготовки к свадьбе, скорее всего, с достаточной долей вероятности следует отнести рисунок на котором мы видим сцену омовения женщины около лутерия, на которой также изображены женщины, одна из них, омывает волосы, и делает это при помощи другой девушки, которая льет ей воду. Эти и другие достаточно распространенные композиции являются росписью на двух вазах из Пантикапея: на одной пелике и на крышке леканы мастера Марсия.
Невеста с подругами в первый день свадьбы. Свадебный лебет из Пантикапея. Середина IV в. до н. э.
Вазы, которые были обнаружены в Пантикапее и в Горгиппии имеют росписи, которые изображают свадебные церемонии на второй и третий день свадьбы. Самая известная из них - кальпида на низком поддоне, которая была расписана мастером Марсия. Ее изображения включены в различные отечественные и зарубежные публикации. С одной стороны кальпиды изображено подношение подарков в третий день свадьбы, а на другой изображена невеста и ее подруги в предыдущий день заключения брака. Из этого изображения мы видим, что, когда закрывали покрывалом лицо и голову невесты, ей оставляли небольшое открытое пространство для глаз, как это принято делать у восточных женщин, когда они надевают чадру.
Невеста, принимающая подарки. Свадебный лебет из Пантикапея. Конец V в. до н. э.
Подготовка к свадьбе. Крышка краснофигурной леканы из Пантикапея. 370-350 гг. до н. э.
Греки и римляне по-разному относились к браку и семье, несмотря на близость их культур. Грек женится, чтобы иметь законных детей и хозяйку в доме; римлянин – чтобы иметь подругу и соучастницу всей жизни, в которой отныне жизни обоих сольются в единое неразделимое целое. Те же надписи отмечают как высокую похвалу, что умершие хранили верность мужу. Таким образом, мы видим, что на Боспоре существовали примерно те же ценности в отношении семьи, которые царили во всем античном мире.
Боспроские женщины находились в «подчинении» у мужчин в доме. На них возлагались домашние заботы, будь то ткачество, воспитание детей, словом весь домашний быт. При этом, в числе разрешенных действий значатся: участие в религиозных праздниках, посещение могил предков, посещение театра (только трагедий) а также навещать подруг.
Однако, даже несмотря на явное главенство мужчины в семье и в целом подчиненное положение женщины, все же боспорские женщины обладали рядом прав: к примеру, она могла распоряжаться имуществом, при полном согласии опекуна, после смерти родителей, женщина могла претендовать на имущество. Конечно, мир женщины Боспора как правило ограничивался семьей, но вместе с тем, институт семьи на Боспоре являлся довольно разветвленной и большой структурой, включавшей достаточно большое число родственников, слуг и других людей.
Боспорянка в парадной одежде. Мраморная статуя из Пантикапея. I в. н. э.
Несомненно, большое внимание художники и скульпторы античности посвящали сюжетам о любви матери к ребенку. Этот феномен наблюдается в мифологии всего античного мира. Существовавший образ богини-матери оказывал влияние на культуру народов античности на протяжении всего исторического периода этой эпохи. Различные сцены мифологии в искусстве активно наполнены этим образом. Росписи ваз, рельефы саркофагов, ювелирные украшения и мелкая пластика – на этих предметах зачастую изображались эпизоды, в которых можно увидеть мать и дитя.
Боспорянка Апфа. Рисунок на известняковой надгробной стеле из Пантикапея. V в. до н. э.
В мире чувств и внутрисемейных отношений в целом заметна схожесть во многом с современностью, боспорянам была не чужда любовь, как супружеская, так и к детям. Об этом мы узнаем из многочисленных эпитафий. Их приемы и правила воспитания, не слишком строги, но и не впадают в излишнюю мягкость. В целом же боспорские идеалы построения семьи созвучны с другими античными народами греческого мира, к примеру идеальный женский характер характеризуется привязанностью и покорностью мужу, высокой чувственностью, спокойствием и опосредованным состоянием от мира, даже некоторой замкнутостью.
В то же время необходимо сказать и о варварском влиянии на культуру Боспора, равно как и на чувства и мировоззрение боспорян, несмотря на греческую доминанту такое длительное сосуществование просто не могло не отразиться на мировосприятии обычного жителя Боспорского царства, это отображалось и во внутренней ячейке – в семье. Все же боспоряне были людьми, примерно в равной степени относящимися и к варварскому миру и к греческому. Этот симбиоз получивший название «Боспорского феномена» говорит о некоторых отличиях в семейном укладе боспорян, многие элементы быта и жизнедеятельности были изменены под влиянием окружавших Боспор народов.