Найти в Дзене
Anno Domini: Война и мир

Святая простота. Почему крестовый поход бедноты был обречен

Оглавление

Когда византийский император Алексей Комнин просил Запад прислать помощь для борьбы с распоясавшимися турками-сельджуками, он и представить не мог, какими проблемами для него обернется этот зов. После долгих обсуждений папа Урбан II решил поднять рыцарство на Клермонском соборе в 1095 году. Однако его речи оказали большее влияние на Европу, чем это можно было представить. Призыв подхватили все слои населения, начиная от бедных рыцарей и заканчивая целыми семьями крестьян.

Бедняки тысячами срывались с насиженных мест и стремились к захваченному иноверцами Иерусалиму после обращения понтифика. При этом они не дождались даже официального старта, назначенного на август 1096 года - каждый хотел как можно быстрее попасть на Восток, несмотря на трудности и лишения. Что побудило простой народ опередить элиту - слепая вера или холодный расчет?

Массовый исход

Крепостные, нищие, бродяги, разбойники - они поднялись по зову народного лидера Петра Пустынника, который подкупал людей жаркими религиозными речами, своей простотой и аскетизмом. Вместе с обедневшим рыцарем Готье Нищим (он же Вальтер Голяк) он повел за собой целую армию.

Петр Пустынник проповедует//Cassell's History of England, Vol. I
Петр Пустынник проповедует//Cassell's History of England, Vol. I

“Уже возгорелось усердие графов, и рыцарство стало подумывать о походе, когда отвага бедняков воспламенилась столь великим рвением, что никто из них не обращал внимания на скудость доходов, не заботился о надлежащей распродаже домов, виноградников и полей; всякий пускал в распродажу лучшую часть имущества за ничтожную цену, как будто он находился в жестоком рабстве, или был заключен в темницу, и дело шло о скорейшем выкупе”, - так пишет о подъеме народных масс аббат Гвиберт Ножанский в “Деяниях бога через франков”.

Желание поскорее избавиться от феодального гнета, сбежать от нищеты в райскую страну, получить землю и начать все с чистого листа - все это накладывалось на религиозное рвение. И проповедник Петр Пустынник только распалял чувства толпы, окружая себя тысячами последователей. Некоторые настолько были убеждены в его святости, что вырывали куски шерсти из его мула и держали при себе, будто это была подлинная реликвия.

Средневековые хроники не преувеличивают, когда говорят, что люди избавлялись от остатков имущества, но все равно следовали на Восток с жалкими грошами и скупой провизией. Многие были убеждены, что государи окажут им милость, другие рассчитывали на помощь местных жителей, но третьи трезво оценивали ситуацию. И готовились грабить все, что попадется на пути. Первый крестовый поход начался с таких мрачных событий, как массовое разграбление еврейских общин в городах. У зажиточных жителей отнимали все, прикрываясь святыми целями. И эта практика укоренилась среди бедняков. Как еще выживать во время длительного похода?

Босые и слепые

О пути бедняков к границам Византии сложилось множество легенд, часть из которых отражает простой и ненавязчивый характер произвольного крестового похода. “Они уверяли, будто некий гусь проникнут божественным духом и в не меньшей степени им же проникнута некая коза. И обоих этих животных они содеяли себе в предводители в этом святом странствии в Иерусалим”, - об одном из таких сказаний говорит Альберт Аахенский в “Иерусалимской истории”. В самом деле, чем можно было объяснить слепоту людей, которые шли в чужие земли налегке. Их простота, их глупость, готовность следовать за гусем и проповедником в равной мере.

Петр Пустынник и его армия//Cassell's Illustrated History of England, Volume 1
Петр Пустынник и его армия//Cassell's Illustrated History of England, Volume 1

Тот же Гвиберт Ножанский вспоминает, будто малые дети, завидев любой город на горизонте, сразу же бежали к родителям - это же тот самый Иерусалим? Но нет, ведь беднякам предстояло долго и упорно прорываться сквозь чужие земли. Проблемы возникли даже по прибытию в Венгрию, хотя король Кальман I Книжник, отличавшийся терпимостью, позволил беспрепятственно пройти через его владения. Вот только участники похода были другого мнения, и решили немного пограбить местных жителей, чтобы добраться до цели. Видимо, они полагали, что все средства хороши.

Отряды “крестоносцев” во главе с Готье Нищим все же смогли пробиться на Восток, но потеряли множество людей в стычках с венгерскими воинами. Крестьяне Петра Пустынника, которые шли следом, вели себя благоразумнее и не позволяли себе нагло грабить местных жителей. В награду за это они не напоролись на мечи местной армии - и на том спасибо. Пробиваясь через голод, болезни, бесконечную усталость, люди все же шли дальше, как завороженные. Многие погибли во время похода, многие свернули с пути, но до Константинополя дошла внушительная армия, которая ужаснула императора.

Помощь прибыла

Алексей Комнин рассчитывал встретить цвет рыцарства, благородных воинов и защитников веры. Вместо этого под его окнами собрались десятки тысяч оборванцев, которые и до Константинополя добрались чудом. Около 180 тысяч человек расположились рядом с его городом, повергая в ужас население. Дочь императора Анна Комнина так описывает события в “Алексиаде”: “Весь Запад, все племена варваров, сколько их есть по ту сторону Адриатики вплоть до Геркулесовых столбов, все вместе стали переселяться в Азию; они двинулись в путь целыми семьями и прошли всю Европу”.

Собор Святой Софии, Константинополь
Собор Святой Софии, Константинополь

И Петра Пустынника она выводит не святым человеком, а хитрецом, который мечтал добраться до Иерусалима под прикрытием “живого щита”. Практически без оружия, без припасов и четких планов народные массы жаждали двигаться дальше. Император поначалу отговаривал лидеров от опрометчивых действий и рекомендовал дождаться рыцарей, которые приведут с собой полноценные армии. Однако бедняки не желали спокойно сидеть на месте, несмотря на гостеприимность Византии. Они начали грабить деревни и церкви, жечь дома и дворцы. Комнину чудом удалось исправить ситуацию - он согласился как можно быстрее переправить сброд в Малую Азию, от греха подальше. Конечно, император отдавал себе отчет, что перед сельджуками толпы окажутся беспомощными, словно слепые котята.

Византийцы переправили армию Готье Нищего и Петра Пустынника через Босфор, позволив им воспользоваться своим флотом. Впервые оказавшись на вражеской территории, среди “крестоносцев” возник конфликт, и они начали разбиваться на отряды. “Отделившись от остального войска, они стали грабить окрестности Никеи, обращаясь со всеми с крайней жестокостью”, - об одной из частей войска-сброда говорит и Анна Комнина. Она же рассказывает и о страшных пытках, которым подвергалось местное население, и вовсе не выказывает симпатий подопечным Петра Пустынника.

Полный разгром

Один из отрядов умудрился даже сломить сопротивление турков в крепости Ксеригордон, однако на этом великие свершения армии закончились. Султан Кырыч-Арслан I просто-напросто “выключил воду” в Ксеригордоне и явно не собирался идти на уступки. Сельджуки беспрепятственно перебили христиан. Но не забыли отослать сообщение другим крестоносцам - мол, храбрым западным воинам удалось взять Никею, к которой они так стремились.

Сражение во время крестового похода бедноты//ArtHearty
Сражение во время крестового похода бедноты//ArtHearty

Крестьяне устремились проверить правдивость сказанного и ожидаемо встретили засаду. Резня продолжилась, и около 25 тысяч крестоносцев сгинули в сражении. Среди них находился и Готье Нищий, которого напичкали стрелами. Части бедняков удалось сбежать - среди них находился и Петр Пустынник, который не желал пасть от руки турков, не достигнув цели. В конце концов он вернулся в Константинополь, где стал смиренно ожидать основную армию крестоносцев.

“Когда император напомнил Петру о его прежнем неблагоразумии и о том, что он попал в беду, оттого что не послушался его предостережений, Петр с заносчивостью латинянина сказал, что не он виновник этих бедствий, а те, которые не подчинились ему и следовали собственным прихотям”, - говорится в “Алексиаде” о возвращении проповедника. Комнина может приукрашивать события, поскольку даже тут выставляет Петра в крайне негативном свете. Мол, предводитель крестьян считал, что погибшие от турецких клинков были разбойниками, и не заслуживали дойти до Иерусалима.

Тем не менее, случай столь массового помешательства заслуживает внимания. Стало понятно, что население Запада жаждет изменений, и призыв Папы, который наложился на религиозное рвение, вызвал социальный взрыв. Не обученные тактике и искусству войны крестьяне массово шли на убой. Кто-то рассчитывал таким способом обрести свободу, кто-то надеялся заслужить искупление, но были и те, кого увлекли простыми речами. И это не единственный случай стихийного подъема масс, который встречается в истории.

Если вам понравился материал, поддержите автора и подпишитесь на блог. Не пропускайте рассказы об исторических событиях в ежедневном формате.