Изобретатель первых легендарных G-Shock — о вдохновении, построении рабочего процесса и намерении выпустить часы в корпусе из чистого золота
Не многим выпадает возможность лично встретиться с человеком, который изобрел одну из самых надежных и популярных в среде спортсменов и молодежи коллекций наручных часов. Но “Часовой алфавит” свой шанс не упустил!
Здравствуйте, Ибэ-сан! Все поклонники вашего изделия знают историю ее создания, особенно ту ее часть, где вы выкидываете часы из окна. Но мало кто осведомлен о том, как построена внутри компании Casio ваша работа сегодня.
Разумеется, изначально я начинал работу над часами в одиночку, сейчас же в моем распоряжении целая команда специалистов. Она разбита на несколько групп, которые получают различные задания и работают друг с другом параллельно. В основном это молодежь.
Каким образом сегодня организован процесс создания новых моделей?
В данный момент процесс разделен на три основных направления. Для разработки каждых новых G-Shock мы обязательно должны что-то изменить или улучшить в часах предыдущего поколения: и в материале, и в конструкции, и в дизайне. Потому каждая из курируемых мной групп занимается одной из задач согласно своей специфике.
Какими качествами должен обладать человек, чтобы попасть в вашу команду?
Самое, на мой взгляд, важное — это то, что человек не должен бросать начатое на полпути. Он не должен быстро сдаваться, так как в основе успеха любого производственного процесса в первую очередь лежит упорство изобретателя.
Иногда бывает так, что ты перепробовал 99 % из того, что могло бы получиться. Но если ты не дойдешь до 100 %, то никогда не узнаешь, был ли 1 % тем самым гарантом положительного результата.
И именно такие обладают несгибаемым духом, который мне необходим и который я так ценю в людях.
То есть подведомственные вам группы разрабатывают ряд идей, из которых вы лично выбираете лучшие?
Нет, такими полномочиями я, конечно, не обладаю. (Улыбается.)В производственном процессе Casio каждая команда, которая занимается одним из аспектов, делает эта настолько профессионально, что априори получает зеленый свет на свои действия. Это, кстати, связано с тем, что мы обсуждали с вами чуть выше: такой процесс можно выстроить исключительно благодаря характеру моих сотрудников. Людей, которые не боятся принимать вызов, ищут решения и находят их, при этом они не просто не сдаются, а обладают глубоким и сильным чувством ответственности. Поэтому им и можно доверять!
Сколько времени занимает процесс создания модели от стадии проекта до запуска в серийное производство?
В среднем полтора-два года.
Все заводские мощности Casio сейчас сосредоточены в префектуре Ямагата?
Не все. Что-то производится там, что-то на фабрике на Тайване.
Замечаете ли вы, какие часы выбирают молодые современные японцы?
Я вижу, как с распространением IT-технологий, особенно с популяризацией смартфонов, молодежь (не только в Японии, а по всему миру) все меньше начинает носить наручные часы. И это та данность, с которой всем нам необходимо мириться. Я очень много путешествую и почти везде наблюдаю, что молодые люди довольно часто выбирают наши G-Shock, за что им огромное спасибо.
А если говорить именно о молодой японской аудитории?
Наши часы в этом плане удивительно интернациональны. То есть нет такого, что их выбирают по месту происхождения. Их выбирают в связи со своим внутренним чувством стиля и профессиональными интересами: например, спортсмены — скейтбординг, брейк-данс. Началось все с этих субкультур и затем распространилось на все прочие.
Беседа с Кикуо Ибе состоялась в рамках турне G-Shock GTour на территории “Винзавода”
Планируете ли вы продолжать внедрять в коллекции G-Shock сугубо национальные декоративные техники, такие как, например, ковка цуики?
Да, в ближайшем будущем подобных моделей станет гораздо больше, мы находимся в постоянном поиске новых аутентичных ремесел, которые можно было бы совместить с часовым искусством.
Чуть раньше вы упоминали, что хотите создать часы в полностью сапфировом корпусе. Это всего лишь планы или процесс создания внутри компании уже стартовал?
На самом деле мы планировали пройти этап испытаний финального прототипа модели еще этой весной, но наши технологи еще не до конца одобрили результат предыдущей работы, поэтому презентация сапфировых G-Shock отложена до тех пор, пока все их характеристики не будут доведены до идеала.
Какие наиболее значимые этапы изменений с технической точки зрения прошли часы G-Shock за минувшие 35 лет со дня их появления на свет?
Основная особенность G-Shock — это прочность, но это константа. Ну а что касается электронной начинки, мы стараемся одними из первых реализовать в своих часах все те технологические достижения, которые открывает мир сегодня и которые могут быть реализованы в границах нашей сферы деятельности и мировоззрения. Например, добавление солнечных батарей, модуля GPS и так далее. И также постоянное обновление стиля согласно наиболее актуальным трендам сегодняшнего дня. Я уверен, мы и дальше будем использовать все самое современное из того, что предлагают нам наука, техника и искусство.
Какие испытания должна пройти ваша модель, чтобы сдать экзамен на отлично?
Первое поколение, как вы знаете, мы отправляли в свободное падение с высоты третьего этажа (смеется) или переезжали машиной. Сейчас все подобные операции осуществляет специальное оборудование. Падение на бетонное покрытие, однако, осталось, но теперь осуществляется автоматизированно. Ну и, кроме того, в нашей компании очень строгий регламент касательно качества продукции, поэтому ни одни наши часы не выйдут на рынок, пока успешно не пройдут около 100 различных тестов.
Какие наиболее экстремальные нагрузки способен выдержать представитель коллекции G-Shock?
Мы разработали несколько собственных ноу-хау касательно того, как будет проходить тестирование на нашем проверочном оборудовании. Поэтому, как вы понимаете, мы держим подобную информацию в строгом секрете.
Вы действительно планируете выпустить G-Shock в корпусе из чистого золота?
Да, мы задумались о таких часах, где из золота будет выполнено все, кроме самой электронной начинки и пружин, которые невозможно изготовить из этого металла из-за его физических свойств. Более того, такие часы российским покупателям мы сможем продемонстрировать уже в конце этого — начале следующего года. Надеюсь, вам они понравятся!
А каков будет тираж и ценник на такую модель?
У нас нет намерений снижать тираж намеренно, но в силу сложности их производства мы будем ограничены определенным числом по техническим причинам. Каким точно, сказать пока не могу. А что касается стоимости, одна модель будет стоить примерно 8 миллионов йен (по текущему курсу в рублях это 5 миллионов. — Прим. ред.).
Что вы планируете улучшать в электронной составляющей G-Shock в ближайшее время?
Конечно, мы должны сосредоточиться на том, чтобы идти в ногу со временем. В данный момент мы думаем о том, как улучшить материалы, из которых состоят электронные детали, чтобы те могли выдерживать большие перепады температур.
Беседовала: Ксения Стрижакова
Фотографии: Георгий Кардава
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзене