Найти тему
Бизнес-сказки

Сказ о том, как один победил всех

Шел второй час тренировки Сергея с Мастером по фехтованию на мечах.

Осталось три недели до сертификации и получения нового дана, а абсолютную уверенность в себе он не испытывал. В голове был полный хаос. Вот уже долгое время он пытался разобраться в ворохе нарастающих проблем в бизнесе, и это отвлекало его внимание от занятий.

Сергей, будучи серийным предпринимателем (как он сам себя называл), недавно приобрел долю в серьезном действующем бизнесе и теперь пытался разобраться в происходящем.

Реальное положение дел в компании было не такое радужное, как казалось до покупки. Рынок сложный, высококонкурентный, и все те приемы, которые помогали в предыдущих проектах, здесь не срабатывали. Продажи упорно не хотели расти, а прилагаемые усилия лишь увеличивали затраты и снижали прибыль. Переход в сегмент среднего бизнеса требовал новых подходов в управлении, производстве, маркетинге. Партнер, который пригласил в дело более «опытного» участника и ожидал рост доходов, начал коситься.

— Что ты вытворяешь? — громкий вопрос выдернул его из задумчивости и стал полной неожиданностью, - Если тебе настолько нет дела до того, чем ты занимаешься, зачем вообще взял меч в руки и вышел в зал?

К Сергею подошел Мастер который проводил тренировку, он говорил быстро и отрывисто.

— Почему ты сейчас не смотришь сквозь меч на своего противника? Чем занято твое внимание?

От его вопросов Сергей немного растерялся и не задумываясь откровенно ответил:

— Мыслей уйма, они разбегаются. По бизнесу сейчас проблемы. Трудно понять, что правильно, а что нет. Что приоритетно, а что вторично.

С улыбкой на лице и чуть приподнятой бровью Мастер спросил:

— Как эта каша в твоей голове помогает найти выход? Тебе нужно 100 разных решений одновременно или достаточно одного?

Еще не очень понимая, к чему тот ведет, Сергей ответил:

— Конечно, хватит и одного.

— Тогда опустоши свою голову. В переполненный стакан невозможно поместить что-то еще, — не отрываясь, Мастер смотрел ему в глаза. — Выдели главное, отбрось остальное!

— А что главное? Мы сейчас решаем: сделать скидку на продукты или улучшить предложение, искать новых клиентов или попытаться удержать старых, дальше снижать расходы или инвестировать в новые направления.

Под напором эмоций смущение и растерянность перед Мастером начали отходить на второй план.

— Если бы это было так просто. Вариантов много.

— Сейчас ты поднял меч, и он нервно дрожит в твоей руке. Ты уже проиграл, — Мастер продолжал как ни в чем не бывало, не обращая внимания на ответы. — Хочешь победить? Ты обнажил свой меч. Подбираешь решения. Но кто твой противник?

В какое-то мгновение Сергей перестал понимать, о чем тот говорит: о мече, противнике или о его бизнесе?

— Кого именно ты атакуешь такими приемами? — внимательный взгляд Мастера требовал ответа.

И тут Сергею показалось, что он понял, о чем говорит Мастер, о его ситуации в бизнесе, но своим языком война.

— Всех конкурентов?! – предположил Сергей.

— Тогда возьми сейчас свой меч и выйди на середину зала. Ты готов бросить вызов всем, кто находится в этом зале одновременно? — выражение лица Мастера было достаточно сурово. — Ты настолько самоуверен, что думаешь победить? Или считаешь всех разом слабее себя одного? Именно это понимание интуитивно рвется из твоего подсознания и делает тебя слабым и неуверенным.

Сергей почувствовал, что он услышал что-то очень важное для себя.

— Атаковать всех одновременно не самая умная затея, — дальше Мастер уже говорил спокойно и медленно. — Пойми, кто твой противник именно в этом бою.

— Начиная сражение, ты имеешь преимущество, потому что можешь выбирать, с кем его вести, на каких условиях, до какого предела бороться. Выдели противника. Пойми свои и его силы и слабости. Сфокусируй усилия.

— Но как выбрать, их же много? — Сергей почувствовал, что находится на пороге решения, однако, чего-то еще не хватало для полного понимания.

— У тебя сегодня максимальный уровень владения мечом? Ты лучший в этом зале?

Сергей понял, что вопрос не о фехтовании, хотя эта манера говорить аналогиями и метафорами немного раздражала.

— Нет, конечно, наша компания не лидер на рынке, — ответил он.

— Тогда пойми, кто сильнее тебя и кто слабее. Поединок со слабым противником нужен для защиты своего положения и оттачивания мастерства, проверки новых приемов. Так ты повышаешь свою эффективность, защищаешь личную территорию.

— Поединок с более сильным противником дает новые знания и возможности. Так происходит приобретение сил в каждой победе и понимания собственных слабостей в любом поражении. Так ты завоевываешь новую территорию.

— Выбери, что для тебя важнее на данном этапе: атаковать более сильного или развернуться и защититься от того, кто дышит тебе в спину. Выбери одного противника, и обретешь уверенность.

На миг создалось впечатление, что Мастер будто серией ударов разрубил всю путаницу в его голове.

— То есть мне нужно отранжировать компании конкурентов и понять, кто из них нас обгоняет, а кто наступает на пятки? Провести маркетинговые анализы рынка и сделать SWOT матрицы по каждому из них, чтобы узнать об их силе и слабости?

Сергей чуть задумался и продолжил:

— Я понял. Весь рынок победить одной битвой невозможно. Нужно выделить конкретного конкурента. Спланировав точечную атаку, можно добиться большего успеха, — ему стало ясно, что нужно делать в первую очередь.

В этот момент он ощутил, как будто из него выдернули некую затычку. Огромный груз давления беспокоящих сомнений покинул его голову.

И тут он проснулся, сидя за своим столом в офисе. На экране компьютера был открытый пустой файл с планом действий.

Теперь он знал, с чего начнет его заполнять.

Подписывайся, чтобы новый сказ не проспать ;)