В современном виде администрация Северного морского пути (СМП) была создана лишь в 2013 году. Отношения государства с владельцами судов были были прописаны в новом Федеральном законе (ФЗ-132 от 28 июля 2013 года).
Под акваторией СМП понимается водное пространство вдоль северного побережья Российской Федерации, включающее внутренние морские воды, территориальное море и исключительную экономическую зону Российской Федерации и ограниченное – с востока линией разграничения морских пространств с Соединёнными Штатами Америки и параллелью мыса Дежнёва в Беринговом проливе, с запада – меридианом мыса Желания до архипелага Новая Земля, восточной береговой линией архипелага Новая Земля и западными границами проливов Маточкин Шар, Карские Ворота, Югорский Шар.
Администрация российского СМП создана для регулирования судоходства в Арктике. Это было следствием неспособности коммерческих игроков самостоятельно выстроить работающую систему в суровых северных условиях. Теперь руководство СМП осуществляет разрешительные процедуры допуска к плаванию по СМП судов, при условии их соответствия требованиям безопасности плавания во льдах и экологической безопасности.
В отличие от советских времён, когда главным заказчиком северных перевозок выступало государство, в нынешние времена заказчиков, исполнителей и выгодоприобретателей предостаточно. Согласование их экономических интересов – сложная задача государства, требующая постоянного контроля.
В XXI веке для СМП наступило время не выполнения планов и установления рекордов, а организации эффективной системы прибыльных и безопасных морских перевозок.
В отдельном материале рекомендую почитать о том, каким образом современной России удалось догнать и перегнать советский рекорд транспортировки грузов через СМП 1987 года.
Следите вместе со мной за судьбой Арктики и Северного морского пути, подписывайтесь и ставьте лайк. С уважением, ваш Dr.Арктикус.