Заслуженный тренер России Галина Сергеевна Мазиева не любит давать интервью: "Понапишут черт знает что, а ты потом живи с этим!". Однако одно интервью ей пришлось по душе. Всего одно интервью за всю свою жизнь. И мне чертовски приятно, что это было мое интервью. Давайте вместе узнаем, как рождаются звезды российской гимнастики.
Галина Сергеевна, как и когда вы поняли, что художественная гимнастика – дело вашей жизни?
Я с детства была в спорте, но к художественной гимнастике пришла не сразу. Сначала я занималась фигурным катанием. После того как моя тренер уехала, я попала в Детский образцовый танцевальный коллектив, где занималась вплоть до 10-го класса. После окончания школы я подала документы на физмат, и меня неожиданно пригласили выступить на спортивной спартакиаде за команду по художественной гимнастике. Там заболела одна гимнастка, и нужно было ее срочно заменить. Мне дали ленточку, мячик и обруч и сказали: «Что-нибудь придумай!». Моей задачей в той ситуации был не результат, а просто дополнение команды. И я поехала на соревнования в город Горький (сейчас это Нижний Новгород). Погрузившись всего лишь раз в мир художественной гимнастики, я сразу поняла, что именно этим я и хочу заниматься всю свою жизнь.
Когда я вернулась домой, я забрала свои документы с физмата, куда хотела поступать изначально, и подала их в Смоленский государственный институт физической культуры. Я приехала туда молоденькой, ничего не смыслящей в художественной гимнастике девочкой, и огромная заслуга моего тренера, Любови Александровны Морозовой (основатель художественной гимнастики на Смоленщине, воспитавшая целую плеяду мастеров спорта. – Прим. ред.), которая разглядела во мне способности и начала со мной индивидуальные тренировки. Помню, как в студенческом общежитии устраивались танцы, а у меня занятия до 10, а порой и до 11 часов вечера. На полчасика сбегаю в общежитие, потанцую со всеми - и обратно в спортивный зал. Так и жили.
Любовь Александровна начала меня буквально дрессировать. И речь идет не только о художественной гимнастике – она учила жизни. Когда у меня были каникулы, я не бездельничала, как многие, а постоянно проходила курсы, посещала семинары, выступала. Моя тренер всегда говорила, что нельзя зацикливаться на одной гимнастике, да и вообще на спорте, она побуждала искать что-то новое, черпать знания отовсюду. Как только где-то намечалось какое-то интересное событие, Любовь Александровна сразу же отправляла меня туда. Благодаря такому всестороннему развитию и постоянному движению вперед, я закончила институт со званием мастера спорта, а через год уже оказалась в сборной России, а еще через год – в сборной Советского Союза.
Спортивная карьера, как правило, довольно рано заканчивается. Расскажите об этом моменте: как произошло превращение успешной гимнастки в не менее успешного тренера?
Я хотела выступать до 33 лет, как Фаина Алферова (заслуженный тренер России по художественной гимнастике, многократная победительница Чемпионатов России. - Прим. ред.). Но возникли проблемы со здоровьем – подозрение на язву. Пришлось сделать операцию. И так как на лечение и реабилитацию ушло много времени, карьеру пришлось завершить чуть ранее запланированного срока - в 29 лет.
Я была настолько увлечена гимнастикой и была предана моему делу, что после завершения спортивной карьеры не было сомнения, кем я буду. Я осталась в Смоленске и начала тренировать. Любовь Александровна, которую я считала не просто своим тренером, а второй мамой, мудро наставляла меня: «Когда у тебя не будет получаться, я тебе помогу. Но сначала попробуй все сделать сама!». Так я потихоньку стала набираться опыта в роли тренера. И моя команда гимнасток стала чемпионом России. С таким «багажом» в 1973 году я приехала в Калининград. Сначала я пошла на кафедру физвоспитания в КГУ, проработала там три года и перешла в спортивную школу «Буревестник», а потом стала работать в Детской спортивной школе, в которой тружусь и по сей день.
Вы стояли у истоков зарождения художественной гимнастики в России. Как она изменилась с тех пор?
Со времен моей юности художественная гимнастика значительно выросла. Мы не только не делали тех элементов, которые сейчас должна уметь исполнять любая гимнастка, претендующая на серьезные награды, мы даже не пробовали этого. Такая гибкость, такая синхронная работа ума и тела! Максимальная нагрузка! И если раньше можно было просто показать череду элементов, то сейчас предел сложности находится так высоко, что без определенного уровня интеллекта никуда.
"Шикарная гибкость – это патология. И мы ищем таких детей! Я, как тренер, «одеваю» гибкость в так называемую оболочку, чтобы этот природный дар не мешал сформироваться позвоночнику. А если такого дара нет, не стоит брать его у природы силой. Нельзя гнуть дерево, которое неспособно гнуться".
Однако и проблем в этом виде спорта, как и в любом другом, стало больше. Сейчас соревнования, сборы, тренировки – мы все оплачиваем сами. И нет никакой помощи от государства. Я помню то время, когда все было бесплатно – и форма, и поездки по стране и за границу. Сейчас же родителям нужно выложить довольно большие деньги, чтобы их ребенок на профессиональном уровне занимался каким бы то ни было видом спорта.
Но самое обидное – изменилось отношение к своему делу и к тренеру. Нет былого уважения к педагогу, нет преданности выбранной профессии. Испугавшись первых трудностей, ученики и родители ищут тренера попроще, который меньше требует, они переходят из одной спортивной школы в другую. Однако никто не задумывается о результате, ведь в итоге ребенок ничему не научится: он не только не станет спортсменом, но и будет в будущем пасовать перед любыми преградами. А все идет из семьи: родители должны поддержать ребенка в трудную минуту, научить его бороться с трудностями, а не избегать их, показывая свой личный пример. Тогда и результат будет совсем другой!
Россия считается первой в мире по художественной гимнастике. Мы занимаем почти все призовые места. В чем наш секрет?
Не забывайте, что Россия – огромная страна, и вероятность появления талантливого способного ребенка больше, нежели в маленьких европейских странах. Также у нас крепкий костяк тренеров моего возраста или чуть помоложе, которые сохранили закалку советских времен. И хотя многие родители считают, что возрастной тренер не может дать того профессионального уровня, какого бы они хотели достичь, это не так. Моя задача не показать, а именно научить. Я знаю, как донести до ребенка информацию, как объяснить ему, что я от него жду. И возраст этому не помеха!
«Самое сложное в работе тренера – разглядеть талант в маленьком человечке и научить его тому, что умеешь сам».
Вы воспитали много сильных спортсменок. Скажите, а вы поддерживаете с ними отношения сейчас? И можете ли вы выделить, например, трех самых выдающихся учениц?
Мои ученицы, которые сейчас находятся в разных уголках мира, поддерживают отношения со мной. Я помню их всех, не выделяя любимчиков. Это моя большая семья! Но если говорить о самых способных, которые добились высочайших наград, то назову троих: Людмила Гречанникова – чемпионка страны по художественной гимнастике. Она не просто получила мастера спорта, она выстрадала это звание. Вот это настоящая спортсменка – сильная, не пугающаяся трудностей и всегда стремящаяся вперед и только вперед! Сейчас она живет в Германии. Анастасия Чивиль – мастер спорта международного класса. Первый тренер Анастасии – Наталья Григорьевна Смольская, с ней она стала мастером спорта, а потом уже перешла ко мне. Эта девочка тоже всего добивалась великим трудом! И мы получили звание чемпионки мира среди студентов по групповым упражнениям. Дарья Щербакова – трехкратная чемпионка мира и Европы, заслуженный мастер спорта по художественной гимнастике. Она завершила свою карьеру совсем недавно.
Мы много говорили о том, что семейные ценности находятся под угрозой. Дайте, пожалуйста, совет молодым родителям, как нужно воспитывать своего ребенка.
Ребенок – это прежде всего человек. И пусть ему всего один день, один месяц или один год – это уже личность, вот и растите его как личность.
Помните, что лучший пример – это вы сами. Поэтому начинайте воспитание ребенка с воспитания себя. Ведь от того, как мама с папой строят отношения со своими родителями, как они относятся друг к другу и к своей профессии, так и ребенок будет относиться к своей семье и своему делу.
А самое главное - нужно верить в хорошее и принимать участие в улучшении жизни. Как это сделать? Начните с себя! И все у вас получится!